Святые отцы про Великий пост

15.03.2021 19:46

Сегодня первый день Великого поста. Что говорили о нём отцы Церкви первых веков?

«Какая... будет нам польза от поста или бдения, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь и превращает уста наши в проток нечистот, или даже еще хуже?» (свят. Иоанн Златоуст).

«Есть воздержание в еде – владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя..., не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой» (Преп. Ефрем Сирин).   

«Как всякое начало трудно, так и начало поста, по случаю изменения в нище, и в предметах нашего действования встречает некое неудобство и затруднение; но терпением и неотступностию в держании его они облегчаются и смягчаются...» (св. Феодор Студит)

«...Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел» (свят. Василий Великий). 

«...Пост и невоздержание так взаимно противоположны, как жизнь — смерти. И заповеданный пост является ровесником жизни и естества человеческого, и дан он от Бога Адаму в раю изначала ради сохранения вложенной в него Богом жизни и Божественной благодати. Невоздержание же является советом, приводящим к смерти тела и души, и дан он от диавола Адаму коварным образом через Еву, с той целью, чтобы они отпали от жизни и стали чуждыми данной Богом Божественной благодати» (св. Григорий Палама).

«Тот, перед Кем трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властью диавола, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост и потом быть искушенным от диавола. Имел ли в посте нужду Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся должно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий реки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет этим показать нам пример и образец жития, чтобы, упражняясь в том же, мы избавились от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова» (преп. Ефрем Сирин).   

«Пост ослабляет привязанность человека к земле и земным предметам, усиливая при этом его связь с небом и предметами небесными» (преп. Иустин (Попович)).

Лабарум. Сим победиши