Введение во храм Богородицы: решимость, которой нам не хватает

04.12.2020 19:45

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы – самый поздний из вошедших в православную традицию двунадесятых праздников.

Это самый поздний из вошедших в православную традицию двунадесятых праздников – широкое распространение он получил лишь к IX веку. О событиях Введения, которые нам всем хорошо известны, мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова».

Пользуясь случаем, можно было поговорить об истории торжества, о месяцесловах VIII века, впервые свидетельствующих об установлении празднования Введения, о первых гомилиях, написанных по этому случаю святителями Германом и Тарасием Константинопольскими. Но такой материал может получиться несколько сухим (хотя гомилии я все-таки советовал бы почитать). Мне же захотелось сегодня поговорить о другом. 

Готовясь к написанию статьи, я перечитал различные проповеди и толкования на праздник Введения во храм Богородицы, пытаясь отыскать в них какую-то интересную мысль. Нет, не то, чтобы среди прочитанного все было неинтересно, просто посудите сами: о тогдашних событиях мы все хорошо осведомлены, зачала из Священного Писания – будь-то паремии, Евангелие на утрене и литургии или отрывок из послания апостола Павла к Евреям – нам также хорошо известны, они ведь читаются каждый Богородичный праздник. «Вакуум» в моей голове рассеяли слова упомянутого святителя Германа.

В своем «Слове на Вход в храм Пресвятой Богородицы» он пишет: «Когда была воскормлена (млеком) питательница нашей жизни: родители Ея исполняют данный обет. Созвав, говорят, соседних и окрестных девиц, они устроили так, что девицы со свечами шли впереди, а (Отроковица) следовала позади, для того, чтобы увеселяемая горящими свечами, Она продолжала путь не оглядываясь назад».

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

Вот тот образ, который служит для нас наставлением и которого не хватает нам в нашей духовной жизни в качестве главного мотива действий: идти, не оглядываясь назад. Трехлетняя, маленькая Девочка, увлекаемая светом свечей, не оборачиваясь, шла в храм, чтоб посвятить свою жизнь Богу. Как тут не вспомнить слова Христа: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

Подумаем вот над чем. Святитель Филарет (Дроздов) указывает, что «положить руку на плуг» – это значит решиться идти вслед Христу, жить и поступать по заповедям Его, вспахивать землю своего сердца учением Его. Для каждого из нас таким моментом решимости было время вхождения в Церковь, но с того часа, вероятно, прежний задор и горение сильно поугасли.

Мы стартовали, как нам казалось, с твердой материальной «почвы», планировали одним порывом воли «пролететь» болото дальнейшей жизни по безопасным «кочкам» веры. Но «скорость» прохождения все падает и падает, мы постепенно вязнем в «трясине» и оглядываемся назад, желая вернуться к прежней «твердости». Нам кажется, что может, действительно, лучше уж синица в руках, чем журавель в небе. Небо ведь такое далекое и необъятное, кто его вместит? Возможно лучше «скакать» по веточкам да «клевать» доступные прямо сейчас «вишни и рябину». Мы словно ветхозаветные израильтяне, кто вслух, а кто про себя, кто словами, а кто делами, ропщем: «И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Числ. 14, 3).

Ныне трехлетняя Девочка, едва успевшая немного пожить, становится примером верности Богу. Это Она идет за Ним без оглядки.

Но в Церковь мы пришли с определенным жизненным опытом. Кто от радости, а кто от скорби переступил порог храма, но все мы однажды обрели в нем Бога, Спасителя. Мы ощутили дуновение Его благодатного дыхания, почувствовали Его прикосновение к нашему сердцу, и решили, что вот он, смысл, цель, наполняемость и подлинное благо. А теперь что? Теперь трехлетняя Девочка, без опыта, едва успевшая немного пожить, возможно, еще не до конца осознающая всю серьезность сделанного выбора, становится примером верности Богу. Это Она идет за Ним без оглядки. Для нее достаточно света свечи, чтоб навсегда сохранить верность Свету вечной жизни. Для нас же недостаточно и всего того опыта, что мы приобрели в Церкви, всех тех благ, которым нас одарил Господь. Мы все равно обращаем свой взгляд вспять.

Вспомним, как и апостол Павел, в третьей главе послания к Филиппийцам, пишет, что все почитает тщетою, ради познания Христа, как он все почитает сором, ради приобретения Его. Он стремится обрести себя во Христе праведностью веры, стремится быть соучастником Его страданий и, сообразуясь со смертью Спасителя, достигнуть воскресения мертвых. Для апостола Павла все перечисленное еще впереди. Его достиг Христос, и теперь он хочет достигнуть Христа, а потому забывает заднее и простирается вперед (Фил. 3, 8-13). Здесь мы видим тот же образ «плуга» или «света свечи», только реализующийся уже в конкретных намерениях и действиях апостола.

Нам кажется, что все это так тяжело, одна только мысль о подвиге, пусть и небольшом, но упорном подвиге, уже «заземляет» нас и мы снова начинаем тонуть в трясине окружающего нас смрадного, но такого родного «болота». Однако так будет не всегда.

Это кажущийся парадокс духовной жизни: чем больше тратишь сил, тем больше этих сил появляется. Все это происходит потому, что постепенно силы человека замещаются силами Бога «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20)

Святитель Григорий Нисский прибегает к аналогии с катящимся со склона предметом. Как такой предмет постепенно разгоняется и тем самым приобретает все большее стремление вниз, хотя поначалу его движения были незначительны, так и душа, отрешающаяся от земных пристрастий, все легче и легче возносится и в этом движении воспаряет «от дольнего в высоту». Пусть каждый вспомнит свой опыт. Ведь всегда труднее всего делать первые шаги, понуждать себя.

Это кажущийся парадокс духовной жизни: чем больше тратишь сил, тем больше этих сил появляется. Все это происходит потому, что постепенно силы человека замещаются силами Бога «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), – как бы подытоживает апостол Павел. Взгляните на наших затворников, столпников и пустынников, естественное течение жизненных процессов в какой-то момент в них остановилось. Им не нужна стала пища, вода, простите, но им не нужно стало даже отхожее место, а все потому, что им не нужны естественные, земные способы поддержания жизнедеятельности тела, так как их жизнь поддерживает Сам Господь, Которому они преданы.

Я понимаю, что мы не монахи, но каждый из нас должен быть хоть немного подвижником, пахарем. И так важно помнить, что стоит немного напрячься, потерпеть и обязательно станет легче. Бог обязательно откликнется, ведь чем меньше в нас наших сил, тем больше Божественных.

В стремлении идти за Богом, где образцом для нас выступает Богородица, есть еще один важный момент. Святитель Феофан Затворник пишет: «Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми». Дева Мария, вознесшаяся выше всякого ангельского чина, была и остается для нас примером кротости. Она – Царица, первая после Бога, заступница за весь род людской, причина изливающихся на нас благ. Но вместе с тем, нет человека более смиренного, чем Она. Поэтому идти без оглядки за Христом, значит не только отрешаться от земных пристрастий, но и забывать собственные добрые дела, вменять их совершение не собственным силам, но силе Божьей.

*   *   *

В этом материале мы не так много говорили о самой Богородице и связанных с Введением Ее во храм событиях. Но разговор, мне кажется, получится очень важный. Нам всем не хватает решимости идти за Христом. Стыдно признаваться, но этой решимости не хватает и мне самому. Образ еще маленькой Богородицы, беззаветно предано следующей за огнем свечей на служение Богу, надеюсь, теперь не даст мне покоя в моей инертности и лени. Надеюсь, что не даст теперь покоя он и вам, читающим этот текст.

Будем надеяться и верить, что Царица Небесная не забудет нас в своих молитвах и поможет «разогнаться» и вырваться из окружающего нас «болота» хотя бы к концу жизни, когда бы он ни наступил.