Их соединила кровь, пролитая за Христа

07.02.2021 22:33

Когда критикуют современное духовенство и епископат, стоить вспомнить  их предшественников – служивших в Русской Церкви накануне 1917 года.

 

Вопреки расхожему мнению Церковь переживала тогда вовсе не золотой век. Уровень религиозности в стране снижался, чему способствовала формализация Православия государственными регуляциями. Духовное состояние вызывало обширные нарекания как внутри самой Церкви, так и во вне. Среди трудов и писем новомучеников мы можем найти немало свидетельств о духовном кризисе, свидетельствующем о приближении катастрофы. Находит это отражение и среди официальной документации. Так, например, в Синодальном определении №676 от 1916 года говорится о массовом отпадении от веры. 

Однако, несмотря на духовный кризис в обществе, несмотря на явные проблемы в самой Российской Церкви, именно среди тех самых, критикуемых за различные недостатки и вроде бы как пороки, епископов и священников воссиял целый сонм мучеников. Например, на 1917 год в Российской Церкви было 179 архиереев. В результате революции и гражданской войны в эмиграции из них оказалось 26 человек. Были канонизированы в РПЦЗ, РПЦ и в Грузинской Церкви 47 человек.  Примерно каждый четвертый. 

В общей сложности, непосредственно коммунистами были убиты 49 человек из числа тех, кто имел архиерейский сан на 1917 год. Это не считая загубленных иным путем или тех, чей подвиг пока не очевиден. 

Конечно же, многие новомученики из числа епископата приняли архиерейскую хиротонию уже после революции, во время гонений. Подобное решение было уже шагом исповедничества.  В Соборе святых новомучеников и исповедников российских воссияли многие архиереи: святитель Патриарх Тихон, 9 митрополитов, 30 архиепископов, 42 епископа. Это помимо многочисленных священников, диаконов, монахов и мирян.

Это были разные люди с разными дарованиями: богословы, молитвенники, организаторы, хозяйственники… С разными политическими взглядами, среди которых встречались и республиканцы, и монархисты, и консерваторы, и либералы… Принявшие декларацию митрополита Сергия и отвергшие ее… У них были разные грехи и им досаждали разные страсти. Но все их различия остались здесь, на грешной земле, а пролитая за Христа кровь соединила их в Царствии Небесном. 

Современная антицерковная пропаганда готова на любые фальсификации для принижения подвига новомучеников. Один из тезисов этой пропаганды заключается в том, что, якобы, духовенство в большевистской России уничтожалось как класс. Суть этой лжи в том, что, якобы, у новомучеников не было выбора. Якобы их уничтожали за сам факт принадлежности к духовному сословию и за смертью стояла лишь определённая коммунистами неизбежность, а вовсе не сознательный выбор верности Христу.  

Однако, факты говорят, что возможностей избежать смерти было множество: эмиграция, измена Христу и примыкание к большевикам или просто «новая жизнь в миру», уход в обновленческий или григорианский расколы, поддерживаемые советской властью. Многие не выдерживали. В обновленческий раскол уклонилось 26 дореволюционных архиереев, 10 из которых принесли покаяние и вернулись в гонимую Церковь. В григорианский раскол уклонилось 7 дореволюционных архиереев, из которых раскаялись в этом двое. Итого комфортную жизнь раскольничьих епископов, поддерживаемых чекистами, выбрал для себя 21 епископ дореволюционной хиротонии. Выбор Голгофы оказался гораздо востребованнее в епископате, чем 30 сребреников Иуды.  

Осмысляя опыт прошлого, когда критикуют современное духовенство, я убежден, что и в бедных сельских приходах, и в дорогих архиерейских автомобилях, и среди добросердечных и простых священников, и среди строгих и снисходительных, среди благочестивых и грешных, найдется немало тех, кто завтра выберет Голгофу, если этот выбор станет перед ними. 

Дне́сь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию и со А́нгелы пе́снь побе́дную воспева́ют Бо́гу: благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость, и хвала́, и че́сть, и си́ла, и кре́пость на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в. Ами́нь

Лабарум. Сим победиши