Парадоксы современных ультрамонархистов

04.04.2021 21:40

Сторонники самодержавия или вечные оппозиционеры, недовольные любой властью?

 

Как бы вы не относились к самодержавию, нужно признать, что убеждений, требующих большего внутреннего смирения, нам не найти в богатом спектре политических идей. Без веры в то, что «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1), принять идеи самодержавия крайне сложно. Передавать полноту власти в стране по праву рождения, вне зависимости от личных качеств человека и наших рассуждений о нем… согласиться на такое без веры в Промысл Божий крайне сложно. 

Однако, сталкиваясь с некоторыми «ультрамонархическими» группами, кажется, что им удобно выступать за самодержавие лишь пока его нет, а ежели возникнет оно вдруг на самом деле, то они же станут первыми оппозиционерами, объявив, что «царя подменили» на «еретика и самозванца». 

Даже прославленный Церковью св. Николай II, почитаемый ими (вплоть до провозглашения подобно Христу «искупителем»), будь они его современниками, не заслужил бы от них не то, что почитания, но и доброго слова. 

Наглядно видно это по очень простому маркеру: люди, заявляющие о готовности смиряться перед волей Самодержца во всем, не готовы смириться даже перед собственным правящим епископом в делах Церкви. Именно «ультрамонархизм» чаще всего свойственен группам, обвиняющим РПЦ в  «ересях» и «отступничестве». 

Давайте вспомним, сколько негатива и проклятий в адрес Патриарха вызвало в этих кругах присутствие на Рождественском Богослужении в качестве гостей (гостей, а не участников) католических представителей. 

Но 14 мая 1896 года на коронации Государя-Императора Николая II в Успенском Соборе московского Кремля, включавшей в себя Божественную Литургию,  присутствовали «католики, протестанты, [католический] епископ Петербургский в средневековом костюме, с посохом, в тиаре; за ними [мусульманин] Барыбек». Среди сослужащих Литургию был святой праведный Иоанн Кронштадтский. 

А давайте вспомним, что «В 1905 году Николай II издал Манифест об укреплении начал веротерпимости, что вызвало новую волну переходов в католицизм. Католиками стали князь Белосельский, целая плеяда православных священников. По официальной статистике в период с 1905 по 1909 год 233 000 человек перешли из православия в католичество, в основной массе они стали грекокатоликами.

В том же 1905 году в столице была основана небольшая грекокатолическая община, которую возглавил перешедший из православия в 1896 году священник Алексей Зерчанинов…

В 1911 году в Москве было закончено строительство Собора..., ставшего крупнейшим католическим храмом страны». Начато оно было в 1901 году. 

Смогли бы смириться ультрамонархисты с подобной политикой?

А теперь давайте представим, что решение о закрытии храмов во время эпидемии принято не священноначалием РПЦ в 2020 году, а правящим самодержавным царем: готовы ли были бы ревнители-монархисты смириться перед подобным решением?

А между тем, Устав о Карантинах, приведенный в XIII томе Свода законов Российской империи, среди прочего, гласит: «При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются… Богослужение во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями, дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения».

Конечно же, мы почитаем св. царя Николая, не оправдываем чьих-либо канонических нарушений или закрытия храмов. Но вместе с тем знаем, что смирение перед священноначалием нам, как чадам Церкви, полагается во всем, кроме ереси. А канонические нарушения останутся на совести их совершивших, за что они сами будут держать ответ перед Богом, как и мы за свои грехи. Но вот наши братья ультрамонархисты смогли бы смириться перед властью царя, если бы его деятельность не соответствовала их ожиданиям? Хватило бы смирения? Или подались бы в социалисты-революционеры?

Лабарум. Сим победиши