Почему греки были против канонизации князя Владимира?

29.07.2020 13:55

Недавно узнал, что греки были против канонизации князя Владимира. Так ли это и как сейчас обстоят дела?

Андрей Богдан

Отвечает протоиерей Василий Кучер:

– Действительно, история канонизации князя Владимира имеет несколько вопросов, на которые, возможно, уже никто не ответит. Например, почему человека, крестившего Русь канонизировали только через 400 лет после смерти? Почему сыновей князя Владимира канонизировали раньше, чем самого князя? Ну и, наконец, какое отношение к канонизации святого князя Владимира было у греков? 

Понятно, что ответить на все эти вопросы, опираясь на бесспорные научные факты, вряд ли удастся, просто потому, что их у нас в наличии нет.

Итак, вернемся к теме вопроса.

Отношения с Византией у Киевского престола никогда не отличались особой стабильностью. Известно, что греческий митрополит Феопемпт, только прибыв на Русь, заново (!) освятил Десятинную церковь – главный храм Киевской Руси, существовавший уже несколько десятилетий. Учитывая этот факт, некоторые ученые склоняются к мнению, что князь Владимир принял не чисто византийскую форму христианства, и тем более не его католический вариант, а… христианство ирландского образца.

В подтверждение этого факта приводятся лексические, обрядовые и культурологические доказательства, которые, однако, больше напоминают смутные догадки и предположения, чем проверенные факты. Но, возможно, именно эти предположения и дали почву для версии о противлении греков канонизации Киевского князя.

По сути, можно сказать, что нигде не был четко зафиксирован тот факт, что Константинопольская Церковь выступала против канонизации князя. Но такая версия все-таки есть. 

На самом деле, почитание князя началось почти сразу после его смерти. Первые версии биографии князя содержат в себе сравнение главы Русской державы с апостолом Павлом, а митрополит Иларион (10-й век) пишет о нем так: «О блаженый и треблаженый кнѧяже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоѧ многа предъ Богомъ!». Официально же имя князя Владимира встречается в русских прологах начиная с 14-го века. Именно тогда день его памяти был уже настолько распространенным, что никаких сомнений не вызывал. 

Поэтому можно сказать так: князь Владимир был «канонизирован» сначала нашим народом, для которого образ правителя-христианина стал идеалом, и уже после этого его официально канонизировала Церковь. 

О том, что греки противились такой канонизации…Ну, может и противились, но потом все равно согласились. Все-таки князь женился на сестре византийского императора, а значит, вне всяких сомнений, он был христианином.