Покров Царицы Небесной на пути к Горнему Иерусалиму

19.10.2021 22:33

Праздник Покрова Царицы Небесной и его чествование в РПЦ (со всеми ее автономиями) – знак глубокого наднационального характера Православия в целом, и особенно русского Православия.

Ведь именно в русском Православии этот праздник торжествуется более, чем в других Поместных Церквях. 

Ведь в национальном смысле для славян  это не торжество, а поражение. Согласно одной  из двух наиболее популярных версий, именно ладьи наших предков погибли в морской пучине у стен Константинополя. Но даже если принять версию, что вовсе не русичи в тот раз готовились к штурму Царьграда, а сарацины (о чем гласит вторая из наиболее популярных двух версий), то в любом случае это исторически не славянский праздник. Ведь не секрет, что в IX веке Византия была врагом славян. Значение этого праздника можно было бы объяснить греческим влиянием, но в греческих Церквях он не имеет особого значения и даже не входит в число великих праздников. Отчего же мы празднуем столь торжественно и значимо этот праздник аж с XII века? Почему сегодня, когда национализм греков, даже в церковной ограде, нарушает единство Вселенского Православия, нам этот праздник дороже и важнее, чем тем же самым грекам, чьих предков спасла тогда Царица Небесная? 

Этому нет никакого рационального объяснения. Только надрациональное – ощущения особого единства во Христе всего православного рода.  

Христиане собравшиеся во Влахернской церкви ближе для нас и роднее, чем, возможно, собственные предки-язычники осадившие Царьград.  Ибо «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Кол 3:11). Братья во Христе, любого народа или эпохи, ближе для нас, чем кто-либо другой, по слову Христа: «…кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:46)

Может быть, именно недопонимание части греков того, что они сами стали народом Божьим по усыновленью Его благодатью, а вовсе не праву рождения, или каким-либо заслугам, и являются сегодня корнем раскола в мировом Православии. Слава Богу, большинство греческих Церквей (четыре из семи) не поддержали раскол устроенный Константинополем или даже более – восстали против него. Но те, кто предпочел национализм единству во Христу – предали и Христа, и Его Церковь, и своих предков. Потому сегодня все мы – православные России, Украины, Чехии, Словении, Польши, Сербии, Грузии, Болгарии и Албании, Кипра и Иерусалима, Антиохии и Румынии – больше наследники Святой Византии, чем иерархи Константинопольской или Александрийской Церквей. Также как мы уже две тысячи лет несем имя нового Израиля с большим правом, нежели отвергшие Христа иудеи.

Наднациональный характер Православия ярко очевиден и из праздника  в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Праздник это сугубо грузинского происхождения и связан исключительно с традицией и преданием Грузинской Церкви. Но исторический период, когда обе наши Церкви были соединены воедино, лишившись своих патриаршеств, принес не только общие горести, но и общие радости, в числе которых обмен традиций, обмен почитанием святых, обмен опытом Богообщения.  Уже сто лет как наши Церкви вернули каждая свое патриаршество. Уже почти тридцать лет как наши страны независимы друг от друга. Политики за эти годы уже не единожды успели попытаться стравить нас в ссоре, шрамы вооруженных столкновений и пролитой крови еще надолго оставят свои следы…  Но в Грузинской Церкви почитают русские церковные праздники и русских святых и молятся им как своим, а в Русской Церкви молятся как своим грузинским святым и почитают грузинские торжества… «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21)

Наша наднациональность, как и надмирность Христа, – не предательство своих корней и истоков, а освящение их через благодать Божью. Став новым Израилем и наследниками Византии, нам очень важно не утратить принятое гражданство Горнего Иерусалима. Не предать Христа, не утратить веры, надежды и любви. Иначе, спустя столетие, какой-то другой народ с полным правом назовет себя наследником Святой Руси.

Лабарум. Сим победиши