Святитель Иоанн Златоуст: «я не заботился ни о чем»

09.02.2021 21:28

Сегодня Церковь празднует перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Сама личность святителя настолько многогранна, что с трудом поддается описанию. Богослов, проповедник, экзегет, просветитель, апологет, страстотерпец… 

 

Автор Литургии, известной ныне по его имени, многочисленных богословских трудов и огласительных слов, полемических сочинений, толкований текстов Ветхого и Нового Завета, нравственных наставлений, он был осужден не язычниками или еретиками, а собственными единоверцами. Обличивший грехи императора и императрицы, он был низвергнут с кафедры лжесобором, оклеветан и сослан сначала в Армению, а затем в Абхазию, по пути в которую и принял свой венец. 

Великий учитель Церкви, которого наставляли являвшиеся ему святые Апостолы, был унижен и подвержен страданиям, как государственный преступник. Его обличения были бескомпромисны и нелицеприятны. А воздвигнутые на него гонения были настолько вопиющими, что за них римский папа отлучил императора от Церкви. Но несмотря на покушения на него, гонения и убийства близких, клевету и лишения, св. Иоанн смиренно принимает все испытания: 

«Вот, когда изгоняли меня из города, не заботился ни о чем этом и говорил самому себе: если императрица хочет отправить меня в ссылку, пусть ссылает, – «Господня земля и что наполняет ее»  (Пс. 23:1). Если она хочет перепилить меня пилой, пуст перепилит – у меня есть образец – Исайя. Если желает повергнуть меня в море, я припомню Иону. Если желает бросить меня в печь – есть три отрока, которые претерпели то же самое. Если желает отдать меня зверям – я припомню Даниила, брошенного львам в яме. Если желает побить меня камнями, пусть побивает – у меня есть первомученик Стефан. Если желает взять мою голову, пусть возьмет – у меня есть Иоанн Креститель. Если желает взять мое имущество, пусть возьмет его – «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь»  (Иов. 1:21)…» 

Имея огромную поддержку среди верных Церкви, будучи любим в других Поместных Церквях, он использует в защиту правды и гонимых вместе с ним его собратьев все возможности церковного права, но не преступает его границы, являя и смирение и непреклонность в своих обличениях.

Нам, спустя века, доносятся его наставления о должном отношении к священному сану: 

«Послушайте Павла, говорящего: Повинуйтесь наставникам вашим, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет в день судный о вас, братья. Более того, ты о своем пути тревожься. Если соблюдаешь жизнь свою достойно, об ином не заботишься. Иерей же, если устроит жизнь свою правильно, а тобой легкомысленно и не верно руководит, то со злыми осудится. Если же в законе не будет истинен, то не слушай его, хотя бы он и ангелом был. Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит. Не дело, братья, овцам хулить пастыря; он за вас и за братий ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца. Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит всё Бог». 

Его верность Христу и Церкви, его искренность и аскетичность, его любовь и смирение, его стойкость в скорбях стали в истории Церкви живым олицетворением образа подлинного архиерея, изумительного примера для подражания: 

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь/ возвраще́нием честны́х твоих моще́й,/ и, сия́ сокры́вши, я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет/ моли́твами твои́ми исцеле́ний благода́ть,// Иоа́нне Златоу́сте.

Лабарум. Сим победиши