Зачем в Церкви нужны либералы, консерваторы и ультраконсерваторы?

02.03.2021 21:47

«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11:19) – говорит Апостол Павел.

 

С разномыслиями в Церкви мы сталкиваемся постоянно, начиная от иногда возникающих расхождений в мнениях святых отцов по второстепенным вопросам, завершая сегодняшними спорами церковных консерваторов и либералов. 

Православие в своей основе – консервативно.  Перед ним не стоят задачи развития (например, как у католиков, провозгласивших «развивающуюся догматику») или изменения. В Православии главным является сохранение той спасительной Истины, которая была принята Апостолами от Христа и передаваема в Церкви далее до наших времен. Конечно, определённые сферы жизни Церкви претерпевают изменения под влиянием времени, но затрагивают они внешние аспекты, а не ее суть. Именно поэтому консерватизм в Церкви – термин не вполне адекватный, так как Православие само по себе консервативно. Консервативное Православие звучит как масло масляное. Но, не смотря на это, консервативное Православие стало вынужденным термином. Некогда и сам термин «православное Христианство» возник как терминологическое разделение православного Христианства от искаженного, еретического, инославного.  Так и в наше время, понятие «консервативное Православие» возникает как смысловое отделение от «либерального Православия». 

Церковные либералы обычно определяют свои убеждения как примат неких идей свободы человека, принесенных в мир Спасителем. На самом деле, люди, именующие себя церковными либералами, часто сами слабо понимают применяемый ими термин. Т.н. «либеральное Христианство» возникло в начале XIX  века под влиянием идей Фридриха Шлейермахера, отвергавшего консервативное протестантское богословие (!) до такой меры, что даже Св. Писание считалось в нем лишь «искаженным историческим источником», а в центре мировоззренческой системы оказывался не Бог, а человек… 

Увы, значимость догматов и канонов Церкви часто снижается в глазах борцов за человеческие права… 

Примерно о том же нам говорит и классическое определение обычного либерализма: «Либерализм — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества». Как мы видим, даже приверженность десяти заповедям, не говоря уже о церковном учении, уже вступает в противоречие с либерализмом. 

Однако, и консерватизм порою принимает нездоровые формы: если противодействие модернизму и защита старины впадает в крайность, то отметает и то здравое или невредное, что приносит время. В 90-х отторжение у некоторых вызвали компьютеры, потом ИНН, потом паспорта… Так в XVII веке старообрядцы не приняли реформы Патриарха Никона ценою раскола… 

Однако, можно предположить, что Господь попускает либералам и ультраконсерваторам быть в Своей Церкви не только из стремления «Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти» (1Тим. 2:4). Возможно, крайностями «слева» и «справа» Господь сдерживает Церковь как от впадения в «ревность не по разуму», так и от прелести либерального уклонения от догматической и канонической чистоты. Невольно сторонники одних крайностей сдерживают сторонников крайностей противоположных… 

Может быть, Господь попускает в Церкви разномыслие, чтобы этим сбалансировать наше греховное несовершенство? Нам тяжело соблюдать золотую уравновешенность. В силу греховности нашей природы нас часто кидает в крайности.  

«Всеми поступками должно руководить благоразумие. Ибо без благоразумия и все то, что по видимому прекрасно, от несвоевременности и несоблюдения меры превращается в порок. А когда разум и благоразумие определяют время и меру благ, тогда от употребления их получают удивительную пользу и дающие, и принимающие эти блага» - пишет свят. Василий Великий. 

«….Если мы будем идти царским путем, то никогда не будем увлечены наветниками нашими, – ни справа, – к чрезмерному воздержанию, – ни слева, – к нерадению, беспечности и разленению…» - наставляет нас св. Антоний Великий.

Лабарум. Сим победиши