Фанар шантажирует угрозой лишением томоса

19.02.2021 20:13

Между Константинопольским Патриархатом (КП) и Православной Церковью Чешских земель и Словакии (ПЦЧЗС) возник очередной конфликт. Фанар угрожает лишением автокефалии

 

По крайней мере, об этом говорит очень резкое письмо патриарха Варфоломея, опубликованное в сети. 

Чтобы понять суть происходящего, для начала необходим небольшой экскурс в предысторию ПЦЧЗС: 

Православие в Чехию было принесено святыми Кириллом и Мефодием в 863 году. Немалую роль в этом сыграл святой Константинопольский Патриарх Фотий, благословивший святителей. Именно этот факт используется сегодня КП как основание для своих претензий на территорию ПЦЧЗС.  

Однако, вскоре после 1054 г. Православие исчезло на этой земле, будучи вытесненным католицизмом. В течение долгих 8 веков никто из Поместных Церквей не вел своей деятельности в Чехии. И лишь в 1920 году, когда в Чехословакии в итоге потрясений Мировой Войны и революций оказывается немало православных эмигрантов, православная жизнь в ней возрождается – появляются первые приходы Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1921 году СПЦ создает Чешско-Моравскую епархию, которую возглавляет будущий священномученик епископ Горазд. 

В этом же году Константинопольским Патриархом становится Мелетий (Метаксакис), на то время лишенный сана Элладской Церковью (позднее это решение будет отменено). В историю Патриарх Мелетий вошел многими сомнительными решениями, включая неустанное стремление к расширению территории КП за счет других Поместных Церквей, вторгаясь на их территорию… 

В 1923 году, игнорируя юрисдикцию Сербской Церкви, Мелетий рукоположил в епископа Пражского Савватия (Врабеца), кандидатура которого ранее была не принята СПЦ. Этим Мелетий создал параллельную церковную структуру, что прямо запрещено канонами Церкви. Впрочем, ощутимого развития структура КП в Чехословакии не получила. 

Среди русских эмигрантов в Чехословакии также возникают приходы РПЦЗ. 

После завершения II Мировой Войны русские приходы перешли в подчинение РПЦ. Стал вопрос об устранении возникшего «смешения Церквей». СПЦ и РПЦ был выработан общий план: в 1948 году СПЦ передала свою епархию РПЦ. В 1950 году было принято окончательное решение о предоставлении автокефалии Чехословацкой Церкви, что и было реализовано в 1951 году. 

Автокефалия была признана Антиохийской, Польской, Болгарской, Грузинской и другими Церквями. Но КП категорически отказал ей в признании, настаивая на своих исключительных правах на земли Чехословакии. 

В результате действий КП ПЦЧЗС оставалась без полного признания до 1998 года.  Хотя хиротонии ее епископов и священников признавались (в отличие от «ПЦУ»). 

В 1998 году КП согласился на признание ПЦЧЗС на очень жестких условиях своего томоса, в котором автокефалия ПЦЧЗС 1951 года была объявлена неканоничной, а взамен давалась новая автокефалия от КП. В томосе ПЦЧЗС фактически была подчиненна КП, включая право вмешательства в ее дела, вынесение судебных решений и т. д., вплоть до регламентации богослужебного облачения. Смысл существования ПЦЧЗС был определен в «единстве со Вселенским Патриархатом». Таких томосов история Православия до этого еще не видела…  

Формально ПЦЧЗС приняла этот томос, надеясь таким образом преодолеть оспаривание своего статуса.  Но фактически в ПЦЧЗС продолжили отсчитывать свою автокефалию с 1951 года, а свой Устав сохранили в прежнем виде, не приводя его в соответствие с томосом. Подобная двойственность стала причиной многократных конфликтов: в 2012 году из-за вопроса хронологии автокефалии, в 2013 году из-за выборов Предстоятеля ПЦЧЗС. Последний конфликт привел к разрыву общения между КП и ПЦЧЗС аж до 2016 г., пока не был достигнут компромисс, в результате которого КП признал предстоятелем ПЦЧЗС митрополита Ростислава (Гонта), а тот, в свою очередь, признал томос 1998 года.

Итак, на Фанаре истерика. В очередной раз Православная Церковь Чешских земель и Словакии (ПЦЧЗС) осмелилась вспомнить, что получила свою автокефалию от РПЦ в 1951 году, а не в 1998 году от Фанара. Более того, собралась отмечать свой 70-ти летний юбилей. В результате Патриарх Варфоломей грозит ПЦЧЗС отменой своего томоса 1998 года об автокефалии. Такая именно угроза поступает впервые, хотя сам константинопольский томос 1998 года прописан именно так, чтобы его можно было отозвать за нарушение указанных в нем жёстких требований. Но все же, ранее Константинопольский Патриархат (КП) разрывал общение с «непослушными» иерархами ПЦЧЗС, отказывался признать предстоятеля…, но отзывом автокефалии не грозил. 

Теперь грозит. Это логично. Ведь с 2018 года фанариоты заявляют о своем «праве на отзыв автокефалии» и грозят этим Русской Церкви.  
 
Причин у происходящего несколько: 

1. Как ни парадоксально это прозвучит: Христианское миролюбие ПЦЧЗС. Это - чудовищная ситуация. В ХХI веке вдруг оказалось, что братская доброта и уступчивость Поместных Церквей друг к другу может создать ужасающий соблазн безнаказанности в одной из них. 

ПЦЧЗС приняла фанарский томос вовсе не из-за сомнений в полученной ранее автокефалии от РПЦ. А ради мира между Церквями, ради примирения с амбициозным КП. И вот в результате Варфоломей пишет: 

«Если автокефалия вашей Церкви была каноничной и действительной, почему же ваш Блаженнейший Архиепископ Дорофей чувствовал необходимость в конце прошлого века испросить каноническую автокефалию от Матери – нашей Константинопольской Церкви - для иерархии, духовенства и народа Церкви Чехии и Словакии?.. Изучите, наконец-то, историю и каноническое право нашей Святой Православной Церкви и не провоцируйте!»

Также ПЦЧЗС уступила в 2012 году, потом в 2016 году ради восстановления общения. И вот теперь Фанар требует новых уступок. Более того, демонстративно обращается не к главе ПЦЧЗС митрополиту Ростиславу, а к архиепископу Пражскому Михаилу, так как согласно томосу КП именно в Праге должна быть кафедра Предстоятеля. 

КП не угрожает Болгарской Церкви, хотя она ведет отсчет восстановления своей автокефалии с 1872 г., а не с 1945 г., когда был ею получен Константинопольский томос. Нет угроз и в адрес Грузинской Церкви, что отсчитывает восстановление своей автокефалии с 1917 г., а вовсе не с 1990-го, как ее отсчитывают на Фанаре. Отчего? Потому что болгарский и грузинский ответ будет жестким. 

2. ПЦЧЗС, приняв фанарский томос, не стала переделывать под него свой Устав и чествует свою автокефалию, полученную от РПЦ. ПЦЧЗС не дала Фанару, подменить ее Синод своими архиереями, избрать послушного КП предстоятеля в 2012 г., а затем отказалась признать раскольничью «Православную церковь Украины». Таким образом ПЦЧЗС 4-жды поставила под сомнение монополию КП на выдачу автокефалий. Ту самую монополию, которая опровергнута церковным Преданием, включая пример Грузинской Церкви, получившей свою автокефалию от Антиохии. 

Именно сейчас, когда в православном мире решается вопрос быть или не быть статусу КП «первого без равных» такой «демонстративный бунт» кажется фанариотам недопустимым. 

3. ПЦЧЗС выбрана мишенью еще и из-за слабости ее позиций в неправославных странах. И действительно: давить на свои Православные Церкви властям Грузии или Болгарии сложно – слишком сильны в этих странах позиции Церкви. А ПЦЧЗС в Чехии и Словакии – Церковь меньшинства. Потому Фанар рассчитывает на помощь Госдепа в этих странах. 

Сегодня удар по ПЦЧЗС – это удар, в первую очередь, по всему православному миру. Мир может этого не понимать, может не понимать этого и сама ПЦЧЗС. Но мы должны понимать это четко. Это нашу Церковь гонят на Украине по благословению Фанара. Именно поэтому мы должны всеми доступными путями поддержать ПЦЧЗС.

Лабарум. Сим победиши