Иерарх Фанара: У православных нет проблем с признанием первенства Рима

18.02.2021 22:26

Архиепископ Иов (Геча) на конференции, посвященной православно-католическому диалогу, заявил, что проблема не в первенстве папы, а как это первенство будет реализовано.

У православных нет проблемы в том, чтобы признать первенство Рима, вопрос лишь в том, как это первенство будет реализовываться, – заявил иерарх Фанара архиепископ Тельмисский Иов (Геча) на онлайн-конференции «Вызовы и перспективы православно-католического богословского диалога», посвященный поискам путей единства православных и католиков.

В конференции помимо архиепископа приняли участие Глава Восточного бюро Папского Совета по содействию христианскому единству Гиацинт Дестивель, профессор Петрос Василиадис и ряд других греческих богословов.

В ходе экуменического диалога иерарх Фанара заявил, что для осуществления полного единства между католиками и православными очень важно воспитывать новое поколение богословов не только хорошо знающих традиции своей Церкви, но и открытых к традициям другой Церкви. Потому, как считает Геча, православные студенты должны учиться в католических учебных заведениях, а католики – в православных.

Комментируя слова Дестиваля о роли папы в будущей объединенной Церкви иерарх Фанара заявил, что «у православных нет проблем с первенством Римской Церкви, поскольку эта Церковь согласно святоотеческим и каноническим традициям председательствует в любви... Потому с православной точки зрения первенство Рима – это не проблема. Вопрос в том, как это первенство будет реализовываться на практике». 

По мнению Гечи в объединенной Церкви католики не должны требовать от православных признавать больше прав Рима, чем это было в первом тысячелетии.

Опыт КП в первом тысячелетии вовсе не свидетельствует о беспрекословном подчинении Риму. Да, к Риму действительно нередко обращались из восточных Церквей за ролью арбитра в возникающих спорах. Но мнением Рима часто пренебрегали, а присланных для судебных дел легатов могли и арестовать или выслать из Византии. Можно вспомнить примеры из истории низложения с кафедры св. Иоанна Златоуста или множество других. Нужно сказать, что нередко именно Римская Церковь в первом тысячелетии сохраняла чистоту веры, когда Константинопольские Патриархи или Византийские императоры впадали в ереси. Как пример - история св. Максима Исповедника и Римского папы св. Мартина… 

Но мы не видим со стороны Константинополя никаких признаков покорности. Той самой покорности, на которую теперь претендует КП в своих взаимоотношениях с другими Поместными Церквями. 

«Вселенские соборы дали Римскому престолу и Константинопольскому престолу как второму после него одинаковые привилегии. Если мы этого не признаем, значит, мы не признаем учения Вселенских соборов и отпадаем от православия» - заявлял еще 02.11.2018 г. в интервью BBC тот же Архиепископ Иов. 

По современной логике фанариотов, так как Рим отделился от Церкви, его права перешли к Константинополю… 
Но почему же тогда за прошедшую тысячу лет эти права стали шире? Почему теперь фанариоты считают себя в праве делать все то, что они не позволяли Риму до его отделения? Перекраивать границы Поместных Церквей, провозглашать себя высшей судебной инстанцией, объявлять мирян-раскольников епископами без всякой хиротонии и т.д.?

Требуя от Рима, в случае объединения, быть «первым из равных» в отношении себя, они требуют от других Православных Церквей признать себя же «первыми без равных». 

Разные стандарты и формулы действуют для «господ» и для «холопов». 

Конечно, обсуждать догматические основы, на которых фанариоты пойдут на унию – просто нет смысла. Маловероятно, что Рим пойдет на отказ от своих ересей. Формула выработана еще во Флоренции в 1439 году. Константинополь признает римские ереси, а взамен получит право сохранения своего обряда… 

Интересно, что разрабатывая богословское обоснование первенства своего Патриархата, фанариоты начали вносить признаки ереси субординационизма в свою триадологию. В частичности, митрополиты Иоанн  (Зизиулас) и Елпидифор (Ламбриниадис). В традиционном православном учении о Церкви (экклезиологии) отношения между Поместными Церквями отражает принцип единства Святой Троицы: «нераздельно и неслиянно». Отношения Церквей равны, как и Лица Св. Троицы между Собою.  Ересь о превосходстве власти Отца осуждена Вселенскими Соборами. Фанарские богословы, выводя принцип превосходства своей Церкви, сравнивают ее с ролью Бога-Отца в Св. Троице, наделяя ее преимуществами … 

В случае унии Ватикана и Фанара – кому из них фанарские богословы будут приписывать роль «главенствующего Отца»?