Христианство на Западе и у нас: что будет завтра?

10.09.2020 17:43

На Западе христианство все больше оттесняется на периферию – храмы закрывают, число верующих сокращается. Украина стремится в Европу. Пойдем ли и мы по такому пути?

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, отнюдь не праздный. Запад, по крайней мере несколько последних столетий, считается многими более прогрессивным, успешным, богатым и так далее. На него принято равняться, ему принято подражать, а объединиться с ним – это вообще предел мечтаний большинства наших граждан. Но в вопросе прогресса важно не только то, кто впереди, а куда он идет, в конечном итоге. И если впереди пропасть, то все-таки быть отстающим, наверное, лучше. Для верующих людей показателем благополучия того или иного общества является не уровень материальной жизни, а то, как в этом обществе относятся к Богу и Церкви. В чем отличие западной и нашей религиозности? Попробуем разобраться.

Европа: число верующих падает с каждым годом

Понятие религиозности включает в себя несколько компонентов: религиозное сознание, религиозное поведение и религиозные отношения (правила, законы, обычаи). Поскольку и условный запад, и наша страна основываются на христианстве как цивилизационном базисе, то и религиозность следует рассматривать не вообще, а как религиозность христианскую.

Американский институт общественного мнения Gallup International проводил исследование религиозности в мире в 2008, 2009 и 2015 г., задавая респондентам вопрос: «считаете ли вы себя религиозным?». Результаты этого исследования показывают, что страны Западной, Северной и Центральной Европы самые нерелигиозные в мире, хотя и среди них встречаются исключения, например, Польша, где религиозными себя назвали 86% респондентов или Италия – 74%. Но страны, так сказать, олицетворяющие собой Европу – малорелигиозны: Германия 34%, Франция 40%, Швеция 19%. Религиозность жителей США оценивается в 56%. При этом религиозность населения в Украине составляет 73%, а в России – 70%. Понятно, что данный опрос не может рассматриваться как такой, что выявляет истинное положение вещей, но и он уже говорит о многом. К слову, самыми религиозными являются страны Африки и Ближнего Востока.

В 2009 г. психолог из США Грегори Пол опубликовал результаты исследования того, как уровень религиозности соотносится с такими показателями как преступность, материальное благосостояние, потребление алкоголя и так далее. Эти результаты оказались довольно неожиданными, поскольку не выявили зависимости уровня убийств и самоубийств, а также потребления алкоголя с религиозностью населения. Но что касается общего благосостояния граждан, то здесь прослеживается четкая зависимость: чем выше уровень жизни и социального обеспечения, тем ниже религиозность, а улучшение экономических показателей приводит к тому, что все больше людей отходят от веры в Бога. В какой-то мере это подтверждает евангельские слова: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).

По такому показателю как средний возраст начала половой жизни, Европа также лидирует: Исландия – 15,6 лет, Швеция – 16,2 лет, Португалия – 16,9 лет, Германия – 17,6. Для Украины это показатель составляет примерно 18,9 лет. Данные исследования Кембриджского университета проводились в 2009 г., наверняка сейчас эти цифры еще более «омолодились».

Христианство в Европе: путь к принятию ЛГБТ и массовое закрытие храмов

Но что еще более наглядно демонстрирует существующие тенденции, так это динамика уменьшения количества храмов и номинальных прихожан в Европе. Например, в Германии каждый год протестантскую и католическую церкви покидают примерно по 220 тысяч человек. Только в Евангелической церкви Германии за последние десятилетия были закрыты более 500 храмов, причем около ста из них – разрушены.

В Германии каждый год протестантскую и католическую церкви покидают примерно по 220 тысяч человек. Только в Евангелической церкви Германии за последние десятилетия были закрыты более 500 храмов, причем около ста из них – разрушены.

Журнал Spiegel приводит данные о том, что в ближайшие годы немецким евангелистам придется отказаться от примерно тысячи церковных строений. Причина проста – количество прихожан уменьшается, они не могут и, наверное, не хотят нести существенные финансовые расходы на содержание храмов. Несколько лет назад Евангелическая церковь Германии начала дискуссию о том, чтобы вообще отказаться от регулярных воскресных богослужений, а вместо этого проводить службы, когда соберется определенное количество желающих. Не лучше обстоят дела и у немецких католиков. За последнее десятилетие было закрыто 515 католических храмов, а в ближайшие годы планируется избавиться от еще 700 также по причине отсутствия средств на их содержание.

Немецкое издание Deusche Welle сообщает о том, что известный немецкий экономист и маркетолог Хериберт Мефферт (Heribert Meffert), которого в Германии называют «богом маркетинга», разработал для католической церкви Германии целый набор рекомендаций, как держать прихожан и привлечь новых членов. Он в частности рекомендует: «разрабатывать и осуществлять больше оригинальных и креативных проектов, способных заинтересовать людей и возродить в них веру в то, что церковь о них реально заботится». По мнению Мефферта, это должны быть социальные проекты различной направленности, к осуществлению которых следует обязательно привлекать молодежь. Как нетрудно заметить это чисто светский подход.

Католики должны не усилить пост и молитву, не вернуться к чтению святоотеческой литературы, не уделять больше внимания очищению души от страстей, нет! Они должны придумать «оригинальные и креативные проекты», должны удовлетворять потребительские запросы общества. И тогда, может быть, они потянутся в храмы за социальной помощью.

В обществе немецких католиков и протестантов существуют запросы не только на социальную помощь, но также и на признание прав ЛГБТ, либерализацию сексуальной морали, введение женского священства и так далее. Можно только удивляться, но немецкий епископат встал на путь удовлетворения и этих запросов. Глава Германской Епископской Конференции Георг Батцинг некоторое время назад заявил: «в моральной теологии мы уже давно движемся к тому, чтобы сказать, что если живут настоящая любовь и верность даже среди однополых партнеров мы должны это признать». Точно такую же позицию занимал и его предшественник на этом посту, кардинал Рейнхард Маркс. А в начале 2020 г. во Франкфурте состоялась ассамблея «Синодального пути» по обсуждению и переосмыслению учения Церкви о гомосексуальности и сексуальной морали. Цель мероприятия – признание ЛГБТ на уровне Ватикана. А в 2019 г. в Германии возникло движение «Мария 2.0», участницы которого в ультимативной форме добиваются признания полного равноправия женщин в католичестве, включая священство и епископство. Соответствующую петицию подписали уже свыше 35 человек. 

«В моральной теологии мы уже давно движемся к тому, чтобы сказать, что если живут настоящая любовь и верность даже среди однополых партнеров мы должны это признать».

кардинал Рейнхард Маркс

Скриншот сайта weact.campact.de

По пути Германии идет большинство стран Европы. Храмы закрываются сотнями, а руководство религиозных конфессий, в надежде привлечь прихожан, заявляет о необходимости все большей либерализации морального учения церкви. О вероучительных нормах вообще даже вспоминать не принято.

Снос опустевшего храма во Франции

На уровне законодательства практически во всех странах западной Европы признаны гей-браки. А гей-парады собирают миллионы людей. Печальный рекорд принадлежит Лондону, который собрал на гей-парад в 2017 г. полтора миллиона участников.

Лондон-прайд, 2017 г.

Одновременно с этим в Великобритании по данным организации Christian Research, к 2020 г. прекратили функционирование примерно 4 тысяч христианских храмов. А Кабинет министров этой страны запретил англичанам ношение нательных крестов в рабочее время.

Упоминание о христианских корнях европейской цивилизации и о христианстве вообще стараются изжить из всех слоев общества. Кресты и другие христианские символы убираются с улиц, из школ, общественных зданий. Традиционная рождественская ярмарка Брюсселя поменяла свое название на «Зимние радости». Правительство Словакии приняло решение убрать нимбы с изображений святых Кирилла и Мефодия на евромонетах, которые чеканят в этой стране. Все большую популярность на западе набирают поздравительные открытки не с Рождеством Христовым, а с «Зимними праздниками» или даже вот такие.

В угоду мигрантам из мусульманских стран, европейцы вообще отказываются не только от христианских традиций и обычаев, но и просто от общепринятых норм поведения. В Германии во многих школьных столовых запретили подавать свиные сосиски, колбасу и паштет, и даже приносить такие бутерброды из дома, чтобы не оскорбить религиозные чувства мусульман. А многие немецкие компании призывают всех своих сотрудников ничего не есть и не пить до захода солнца в Рамадан, чтобы не смущать работающих рядом коллег-мусульман. Апогеем подобного отношения может считаться случай в Швеции, где первая в лютеранской «церкви» «епископ-лесбиянка» Ева Брунне призвала убрать из храмов кресты и другие символы и устроить там помещения для мигрантов-мусульман.

Немецкие компании призывают всех своих сотрудников ничего не есть и не пить до захода солнца в Рамадан, чтобы не смущать работающих рядом коллег-мусульман.

А что у нас?

В нашей стране – совсем другая картина. По крайней мере пока… Если брать за точку отсчета 1988 г., когда в юбилей 1000-летия Крещения Руси государство сняло все ограничения на религиозую деятельность, то статистика свидетельствует, что в Украине за тридцать два года было восстановлено и построено более 8 500 храмов. Это примерно 280 храмов в год или два храма каждые три дня. Только за 2019 г. в условиях продолжающихся захватов храмов, угроз со стороны национал- радикалов, травли в СМИ, законодательного давления и так далее количество церковных общин в УПЦ выросло на 246.

Строительство храма УПЦ в смт Глеваха Киевской обл.

Да и Русская Православная Церквоь за эти годы увеличилась более, чем на 32 тысячи церковных общин. В 2019 г., во время визита в Страсбург, Патриарх Кирилл заявил о том, что РПЦ строит в среднем три храма в сутки. Еще более интересным с точки зрения строительства/разрушения храмов является ситуация, когда в Украине православные общины, подвергшиеся нападению сторонников так называемой Православной церкви Украины и лишившиеся своих храмов, строят себе новые.

https://spzh.news/mediafiles/kBNrwe/290Thu_5f577a7f418754_55267407.jpg

Новопостроенный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в с. Катериновка Тернопольской обл.

Ослепленные злобой недоброжелатели Церкви попросту сжигают храмы, а верующие их все равно отстраивают.

https://spzh.news/mediafiles/5SvLMQ/thumbs/LudrmJ_5f1edf5aafc569_38284005-tmb-720x411xfill.jpg

Восстановление колокольни в с. Лукавцы Черновицкой обл.

Возникает закономерный вопрос: почему в богатой Европе на содержание храмов нет денег, а в бедной Украине они находятся не только на содержание, но и на строительство? Это при том, что в Украине государство храмы не строит за крайне редким исключением. В Украине нет церковного налога, как в Германии. Храмы строятся и содержатся на пожертвования прихожан.

Возникает закономерный вопрос: почему в богатой Европе на содержание храмов нет денег, а в бедной Украине они находятся не только на содержание, но и на строительство?

Конечно, религиозность не исчерпывается только строительством храмовых зданий, но и это уже является показателем, разительно отличающим положение дел у нас и в Европе, где храмы не строятся, а разрушаются. Но вот количество желающих стать священниками и монахами – это уже довольно красноречивый показатель. Если в Европе и США католики бьют в набат из-за нехватки священнослужителей, количество которых уменьшается еще стремительнее, чем количество прихожан, то в Украине желающих поступить в духовные учебные заведения больше, чем учебных мест. Всего в УПЦ на конец 2019 г. насчитывалось 4609 монашествующих и 1372 студентов духовных учебных заведений на дневной форме обучения.

Украинцы не готовы к «ЛГБТ-ценностям»?

Западные политические круги, которые уже примерно 10 лет пытаются продавить в Украине признание ЛГБТ, неизменно наталкиваются на отказ всех украинских правительств от Азарова до Шмыгаля. Некоторые с сожалением, некоторые без, но все они приводят один аргумент: украинское общество не готово это принять. И тут на самом деле есть о чем задуматься. Украинское общество было готово принять повышение тарифов на коммуналку в 6-8 раз, оно было готово к закрытию предприятий и к снижению уровня жизни, к решению о распродаже земли и так далее, но вот к однополым бракам оно не готово.

***

Вопрос о том, какое общество более религиозно, это не вопрос какого-то соревнования. Это вопрос наших перспектив в будущем. Да, западный мир в материальном плане более успешный, там выше уровень жизни, там развивается наука, там лучше медицина, образование и так далее. Но вместе с тем, мы видим, что западный мир даже уже официально отказался от христианства как такового. На место Христа там поставлены иные «боги»: толерантность, либерализм, права человека, угодничество перед мигрантами. Ради этих «богов» с церквей снимаются кресты, затихает колокольный звон, разрушаются храмы, а верующие боятся цитировать «неполиткорректное» Евангелие.

Украина стратегической целью своего развития приняла интеграцию в Европу и различные европейские надгосударственные структуры. Однако ценой такой интеграции вполне может стать отказ от христианства. Конечно же постепенный, чтобы наше сознание смогло к этому привыкнуть, и не спугнуть процесс. Возможно нам удастся сохранить свою религиозность, но, скорее всего, придется выбирать. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).