О главной причине кризиса в Православии – доклад митрополита Антония

31.03.2021 22:00

Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний обозначил одну из главных причин нынешнего кризиса в межправославных отношениях.

 

Этой причиной, по его убеждению, является учение о Церкви, которое сейчас активно пропагандирует Константинопольский патриархат.

Четко и лаконично владыка выделил фундаментальную экклезиологическую проблему наших дней – проблему первенства в Церкви, в отношении которой все другие вопросы (автокефалиия, диаспора, право апелляции и т.д.) являются по сути производными.

Именно претензии Константинопольского патриарха на особый статус в Церкви и присвоение им ряда привилегий стали камнем преткновения для Поместных Церквей, не согласных с метаморфозой «первенства чести» в «первенство власти».

Попробуем кратко проанализировать главные тезисы доклада.

Центральным в докладе, на наш взгляд, является разбор богословских идей митрополита Иоанна (Зизиуласа). Именно Зизиулас и его последователь – митр. Елпидифор (Ламбриниадис) – заложили фундамент современных теоретико-богословских представлений Константинопольской Церкви о первенстве.

По сути, владыка Антоний «бьет» самое уязвимое место учения Фанара о Церкви, обращая внимание на некорректную богословскую методологию Зизиуласа и Ламбриниадиса – схематический перенос свойств епархиального и регионального уровней первенства на вселенский.

Кроме этого, Елпидифор проводит абсолютно недопустимую, на наш взгляд, аналогию между отношениями лиц Святой Троицы и административным устройством Церкви. По его мнению, монархия Бога-Отца является прообразом первенства в Церкви. Очевидно, что подобные аналогии ведут к подмене понятий и неправильному понимаю источников и природы первенства на каждом из его уровней. 

Куда более логичной, менее «философской» и в большей степени апеллирующей к историко-каноническому преданию Церкви, является позиция РПЦ, выраженная в документе 2013 года, на который и ссылается владыка Антоний.

Принципиальной позицией, заявленной в документе РПЦ, является утверждение о недопустимости механического переноса первенства с одного уровня церковного бытия на другой. Епархиальный уровень — это одно, региональный — другое, а вселенский — третье. Между ними нет прямой аналогии. А источник и природа первенства на каждом из уровней — абсолютно разные:

Помимо этого, сравнение между Троицей (или общением свойств двух природ в Иисусе Христе) и каноническим устройством Церкви приводит к тому, что первенство во Вселенской Церкви получает «божественную санкцию». То есть происходит смешение абсолютного и относительного, сакрального и профанного и т.д.

Не будем пересказывать всю аргументацию доклада. Однозначно, он стоит того, чтобы его прочитали полностью. 

Отметим только, что проведение подобных конференций является важным шагом по преодолению кризиса в Православии. Помимо воспитания у будущих священнослужителей УПЦ здравых представлений о природе Церкви и ее каноническом фундаменте, такие мероприятия – это важный сигнал о том, в каком направлении следует двигаться, чтобы выйти из сложившейся ситуации.

А именно – стимулировать богословское обсуждение фанариотской концепции первенства. Ведь даже среди многих симпатиков Фанара идеи Зизиуласа вызывают огромный скепсис и заслуженную критику. Поэтому они являются тем «слабым местом», в которое можно и нужно бить со всей силой. Вплоть до предъявления обвинения в ереси.

Абсолютно согласны с владыкой Антонием в том, что на данный момент «жизненно необходим» «диалог между Поместными Церквями с целью достичь консенсуса по указанным вопросам».

Как только дискуссия выйдет на всеправославный уровень, все искусственные теологические построения Константинопольской церкви посыпятся ввиду их очевидной несостоятельности.

Правблог