О грехе любопытства

13.12.2019 21:32

Ниже - анонсированная проповедь священника на тему о негативе в нашей жизни. Настоятель храма вмц. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане протоиерей Александр Ковтун объясняет притчу о милосердном самарянине, а конкретно - то место в ней, на которое обычно не обращают внимания: когда к израненному человеку "левит, бывший на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо" (Лк. 10:32). Далее - слово отцу Александру.
 
"…И в Священном Писании сказано слово: "увидев, подошёл" ("пришед"). То есть, он увидел - не собирался помогать, но решил подойти и посмотреть: а как же его избили, в каком он состоянии? И вот этот грех левита называется греховным любопытством.
 
Откуда появляется такое желание у человека? Господь дал человеку разум, сердце, чтобы постичь все тайны Божии. И если нет созерцания тайн Божиих, это место замещается противоположным – попыткой созерцать тайны бездны, тайны страдания. И вот это инстинктивное желание посмотреть на раны человека, увидеть боль – это есть ни что иное, как противоположное тому, чтобы созерцать тайны Божии и глубину величия Божия. Человек видит бездну падения и страдания другого человека через это зрение.
 
И это очень опасное состояние. Потому что видеть страдание другого человека из любопытства бывает небезопасно – это может очень сильно повредить душе человека. Не случайно и в Священном Писании мы видим, что когда Ной строил ковчег, то в нем не были предусмотрены окна. Было одно окно на крыше, и оно было маленькое, …оно было водозаборное, для того чтобы все находящиеся в ковчеге могли утолить жажду, и не более. Никаких других окон не было. И один из толкователей говорит, что это было для того, чтобы находящиеся в ковчеге не могли видеть страданий тех, кто тонут за бортом. Потому что это очень опасно для человека – созерцать страдания других. И находясь в ковчеге спасения, находясь в Церкви, очень опасно для души из любопытства видеть чужую боль - кроме тех, конечно, кто на это призван.
 
К тому, чтобы увидеть человеческую боль, человеческое падение, бездну греха, призван священник, который принимает тайну исповеди. Для того чтобы услышать и увидеть безобразие человеческого естества, необходима особая благодать Божия. <…> Потому что не в силах человека понести чужой грех.
 
В какой-то степени к этому призваны родители. Родители могут видеть грехи своих детей. И после этого они также не возненавидят ребенка, а, имея благословение на брак, они правильно понесут его немощь. К этому также в какой-то степени призваны врачи, педагоги. <…>
 
Человек же, который не имеет особого призвания и благословения на то, чтобы видеть страдания, грех и боль другого человека, может повредиться душой. И нам в нашей повседневной жизни нужно избегать любопытства, чтобы видеть страдания. Вот некоторые увидели аварию: что-то здесь щекочет адреналинчик… А ведь это темное чувство. Дай-ка подойду и посмотрю. С летальным исходом или нет? А как сильно разбито? Вот это темная часть души просит этой информации. Человек, который созерцает тайны Божии, имеет благоговение перед тайнами Божиими, перед жизнью и смертью, он, увидев это, перекрестится, всплакнет в душе и не будет любопытствовать в деталях, что происходит.

Посмотрите, как целенаправленно и методично растлевают наше общество. Когда начиналась перестройка, помните, выходили газеты "Криминальная хроника". И как пенсионеры, пожилые люди подсели на эту хронику. Приходишь домой, а тебе бабка: а ты знаешь, тут сегодня кому-то ножки отрезали, и в тапочки поставили, и под дверью оставили… и в таких подробностях какая-нибудь бабушка рассказывает такие страшные вещи, и иногда даже с ухмылкой, улыбкой на лице – и ты думаешь, а что у человека святое-то остается? 
 
Вот дьявол потому и обнажает, и показывает такие факты, ненормальности жизни. Или как сейчас показывают какую-нибудь криминальную хронику по телевизору. Я не смотрел, но знаю, слышал об этом. Показывают в подробностях убитого человека, как он лежит и так далее – то есть, отсутствие страха и благоговения перед образом Божиим. И тот, кто это постоянно, из любопытства смотрит, он страшно вредит своей душе. Он теряет страх Божий. Это вход в духовную жизнь с черного входа. Это темное чувство, которое дает этот адреналин мрачный, который дает ложную пищу нашей душе. 
 
И поэтому, видя описанное поведение левита, сделаем для себя правильный выбор - чтобы из любопытства не видеть боль и страдание человека и его грех. Будем внимательны к себе. И будем стараться ограждать себя от ненужной информации. Но если ты попал в эту обстановку - Бог тебе даст и силы это все увидеть и пережить. Есть люди, которые были на войне. Они увидели все безобразие жизни и страх всего ужаса земной жизни. Но если он туда пошел не специально, чтобы все это видеть, то Бог ему даст и сил, чтобы перенести все это и остаться в своем уме.
 
…Евангелие нам дает ответ на этот вопрос - что такое грех греховного любопытства. И да избавит нас Господь от этого состояния. А чтобы его не было, будем ум наш занимать богомыслием и созерцанием тайн Божиих, чего и да сподобит всех нас Христос. Аминь". 

протоиерей Александр Авдюгин