А будут ли демоны? Что говорят Библия и святые отцы о посмертных мытарствах

26.10.2021 22:49

Мнения отцов Церкви и цитаты из Священного Писания к разгоревшемуся спору о том, существуют ли посмертные мытарства.

В последние дни в Сети развернулась дискуссия о правильности с точки зрения Православной Церкви учения о мытарствах. Как на одной, так и другой позиции очень уважаемые писатели и богословы, много тезисов и аргументов. Но чтобы разобраться в дискуссии, для начала нужно хотя бы приблизительно вникнуть в учение Церкви о воздушных мытарствах. По крайней мере, в то традиционное учение, которое на протяжении столетий не подвергали сомнению.

Сразу отметим: для нас авторитет «Жития преподобного Василия Нового», в которое входит как составная часть текст, известный под названием «Мытарства блаженной Феодоры», сомнению не подлежит. А вот по мнению противников учения о мытарствах, рассказы о них не что иное, как проявление языческих и гностических учений о посмертных странствиях души. Отталкиваясь от данного тезиса, а также вспоминая, что в некоторых средневековых «Индексах запрещенных книг» текст «Мытарства блаженной Феодоры» названы апокрифами, критики утверждают, что... мытарств не существует.

Что происходит с душой после смерти

В соответствии с традиционным учением Православной Церкви, после смерти человек попадает на частный суд Божий. Когда душа выходит из тела, ее встречают ангелы и демоны, которые пытаются завладеть умершим. Но при этом речь идет не о силовом противостоянии, а о споре, чего именно заслуживает душа – ада или рая. Этот спор происходит в воздушном пространстве, где и находятся заставы злых духов – мытарства.

Спор о посмертной участи души между ангелами и демонами основывается на том, что любое доброе дело уподобляет человека Богу, а всякое зло делает его рабом сатаны. Однако итог спору выносит не ангел или бес, а только Господь. Именно поэтому Церковь, обращаясь к Богу, и молится за умершего, а его родные и близкие творят в память о нем добрые дела (особенно милостыню) – все это может помочь изменить судьбу покойного.

Когда душа человека оказывается порабощенной страстями (грехами), демоны сводят ее в ад, где она находится в ожидании будущих мучений. А если умерший был настоящим христианином, ангелы возводят его душу в рай, где Бог определяет ему место до дня воскресения плоти.

Спор о посмертной участи души между ангелами и демонами основывается на том, что любое доброе дело уподобляет человека Богу, а всякое зло делает его рабом сатаны.

Православное учение о мытарствах следует отличать от римско-католического лжеучения о чистилище. Католическая ересь основана на представлении о том, что грехи, которые остались без «компенсации» добрыми делами, будут «возмещены» муками чистилища (особое место между адом и раем) или индульгенцией папы римского. Желание католиков спастись за счет собственных заслуг либо за счет заслуг святых (индульгенции) приводит к «бухгалтерскому» учету грехов и добрых дел, что нивелирует значение спасительного подвига Христа.

Ясно, что ересь о чистилище как о месте какого-то «возмещения» и учение о мытарствах, где происходит последнее испытание человека, а именно частный суд Божий, ничего общего между собой не имеют.

Что говорит о воздушных мытарствах Библия

Учение о мытарствах – это не поздняя выдумка автора «Жития святителя Василия Нового», а учение, основанное на Священном Писании и Священном Предании Церкви. Ведь если смерть – это результат выхода души из тела (Быт. 35, 18) и если душа желает взойти к Богу (Еккл. 12, 7), то очевидно, что путь этот ведет через небо.

Священное Писание говорит, что именно в поднебесье находятся злые демоны, против которых мы должны вести невидимую духовную брань (Еф. 6, 12). Также известно, что дьявол, как рыкающий лев, ищет, кого поглотить (1Петр. 5, 8). Он убийца и ненавидит людей (Ин. 8, 44), и по этой причине диавол пытается завладеть душами умерших. Поэтому апостол Павел упоминает о дне нашей смерти как о дне особой битвы с «началами, властями, мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной» (Еф. 6, 12-13).

Начинается эта битва с самого момента исхода души из тела. Праведников ангелы принимают и несут на лоно Авраама (Лк. 16, 22), а грешников демоны «испытывают» (церк.-слав. «истязают», Лк. 12, 20) и с мукой тянут в ад.

Именно об этой реальности (а не о мифических представлениях) знали и иудеи, и язычники (Иез. 32, Ис. 14). Они знали, что есть демоны (которых они называли «богами»), и что эти злые существа сводят умершего во ад (преисподняя, ​​«страна, откуда нет возврата») и напоминают умершему о злых поступках, которые он творил при жизни, чтобы иметь право на его душу. А согласно Библии, «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин. 3, 8). А так как нет человека, который не грешил (3 Цар. 8, 46), в древнем мире считали, что посмертная участь человека – это исключительно ад, откуда возврата нет.

Православное учение о мытарствах следует отличать от римско-католического лжеучения о чистилище.

Однако с тех пор, как Христос совершил Свой подвиг ради нашего спасения, произошли изменения и в посмертной участи души. Спаситель сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Те, кто через крещение вступили в Церковь, Тело Христово, могут через дверь Христовой веры взойти к небесам. Они получили возможность входить в небесное «святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10, 19-20).

Но чтобы беспрепятственно пройти по этому пути, нужно, чтобы христианин вел благочестивый образ жизни (не выполнял «дел плоти», Гал. 6, 13-20; Рим.8, 13), потому что иначе он Царства Божия не наследует.

Неслучайно блаженная Феодора так сложно проходила мытарства. Ведь она была вполне прихожанкой, которая имела много мелких грехов, и не считала себя большой грешницей. Именно эти «мелочи» и мешали ей подняться в небеса. И только молитва ее духовного отца, преподобного Василия, помогла преодолеть мытарства. Ведь по словам апостола Иакова, «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16).

Те же, кто очищает свою жизнь через таинства, творит добрые дела, кается в грехах – те и поднимаются в «вечные обители», сопровождаемые ангелами Божьими (Лк. 16, 9).

Что говорит о воздушных мытарствах Церковь

Свидетелями этой новой реальности, которая возникла только после явления Бога во плоти, были тысячи христиан. А авторитет «Мытарств блаженной Феодоры» признавали большинство православных догматистов XIX-XX веков: митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Сильвестр (Малиновский), протоиерей Николай Малеванский, преподобный Иустин (Попович), протоиерей Михаил Помазанский.

Мнение святых отцов древней Церкви по этому вопросу тоже было однозначным – в пользу существования мытарств. Например, мученик Евстратий молился Богу, чтобы пройти нападения демонов, а мученица Перпетуя видела сами эти нападения. О мытарствах свидетельствуют мученик Ипполит Римский, святитель Василий Великий, святитель Григорий Нисский, святитель Иоанн Златоуст и другие.

Вот лишь некоторые свидетельства отцов Церкви.

«Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда сообщает, что христианам предстоит бороться против духов злобы поднебесной. Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещена архангелом Гавриилом о приближении своего Успения, принесла слезные молитвы Господу об избавлении Ее души от лукавых духов поднебесных. Когда настало самое время Ее честного Успения, когда сошел к ней Сам Сын и Бог Ее с тысячами ангелов и праведных духов, она, прежде чем отдала Пресвятую душу во Всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему и следующие слова: "Прими ныне в мире дух Мой и защиты Меня от области темной, чтобы не встретило Меня какое-то устремление сатаны"».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Однажды он (святой Антоний Великий – Ред.) при наступлении девяти, начав молиться перед едой, был внезапно захвачен Духом и вознесен Ангелами на высоту. Воздушные демоны противились его ходу; Ангелы, споря с ними, требовали изложения причин их противодействия, потому что Антоний не имел никаких грехов. Демоны пытались выставить грехи, совершенные им с самого рождения; но Ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны перечислять грехов его от рождения, потому что они уже изглажены благодатью Христовой».

Святой Афанасий Великий, патриарх Александрийский

«Тогда (по смерти – Ред.) нужны нам много молитв, много помощников, много добрых дел, большое покровительство от Ангелов при движении через воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для того, чтобы пройти нам мимо невидимых обладателей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками налогов».

Святитель Иоанн Златоуст

«При нечувствительности (жестокости) души полезно частое чтение Священного Писания и трогательных слов богоносных отец, полезно иметь память о Страшном суде Божием, о выходе души из тела и о тех страшных силах, которые должны встретить ее».

Преподобный авва Дорофей

«Когда человеческая душа выходит из тела, происходит большое некое таинство. Ибо, если она виновата в грехах, то приходят полчища демонов; злые ангелы и темные силы берут эту душу и захватывают ее на свою сторону. Этому никто не должен удивляться. Ибо если человек, будучи еще жив, находясь еще в этом мире, покорился, отдался и поработился им, то не больше ли они будут владеть им и порабощать его, когда он выйдет из этого мира?»

Преподобный Макарий Великий

Преподобный Исаия Отшельник завещал ученикам «ежедневно иметь перед глазами смерть и заботиться о том, каким должен быть выход души из тела, и как пройти мимо обладателей тьмы, имеющих встретить нас в воздухе».

Можно привести и другие многочисленные свидетельства святых отцов Церкви, как из древности, так и последних времен, которые в один голос говорят, что учение о мытарствах – это учение Православной Церкви.

Поэтому всем скептикам хотелось бы напомнить слова святителя Феофана Затворника: «Каким бы диким ни казалось умникам учение о мытарствах – прохождения их не миновать».