Мир вам!

02.11.2019 17:46

Сегодня Евангелия рассказывает нам о том, как Господь послал на проповедь семьдесят своих учеников. Предварительно Спаситель проводит с ними четкий инструктаж. И первое, с чего апостолы должны были начинать свою беседу с людьми — это обращение «Мир вам». 

Сегодня уже мало кто понимает, о чем здесь идет речь. «Мир», который несли апостолы от Бога каждому человеку, означал не то, что мы вкладываем в это слово сегодня. Это не состояние отсутствия войны, ссоры или вражды. Это особое состояние внутреннего сердечного устройства. В этом вся суть и соль христианства, в этом смысл жизни каждого истинного верующего человека.

Обретение мира с Богом, с собой и с окружающими означает спасенность души, которая уже не колеблется никакими вражьими прилогами. 

Творцы и предстоятели новых религиозно-политических химер похоже вовсе забыли, о чем идет речь в Евангелии. Христос был подчеркнуто равнодушен к любым вопросам политики и экономики. Кесарю Он предлагает отдавать кесарево, имущественные споры решать отказывается, надежды на революционные преобразования не оправдывает. Апостолы следовали той же традиции и учили рабов быть покорными господам, а свободных почитать власть имущих. 

Христос не был равнодушен к жизни общества, просто Он прекрасно понимал глубинную природу всех наших социальных проблем. Она находится не вовне, а внутри человека. Вся беда в том, что в нашем сердце нет мира. Если бы каждый человек смог хранить сердечную тишину в чистой совести, то на Земле наступил бы рай. Болезненный разлад нашей души — вот истинная причина всех войн и бед. Человек, живущий в аду самого себя, всегда видит вокруг себя врагов. И чем больше ада в его душе, тем больше врагов вокруг. 

Христианство видит решение всех проблем в одном – в приобретении благодати, которая дает возможность силам души прийти в согласие друг с другом. И это мирное состояние сердца будет преображать мир вокруг человека. Благодать меняет людей настолько, что во Христе примиряются даже те, кто в гражданском обществе были бы смертными врагами. Симон (зилот) - ярый иудейский националист и борец за независимость, и Матфей (мытарь) - сборщик налогов в пользу оккупационной власти и предатель иудейских интересов, стали во Христе братьями.

Так действует мир Христов на человека. Только победив грех в самих себе, мы можем изменить и мир вокруг себя. Поэтому без нравственного преображения общественной жизни невозможно построить здоровое и сильное государство. Очень бы хотелось, чтобы наши политики — это когда-нибудь поняли.

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука