Инициативы новых календарных реформ

27.12.2019 22:00

Сегодня в Украине некоторыми религиозно–политическими деятелями активно проводится мысль о переходе на новый календарный стиль, согласно которому празднование Рождества Христова будет не 7 января, а 25 декабря. Одним из главных мотивов для таких преобразований является лозунг «Быть ближе к Европе». Для УПЦ этот мотив не имеет никакого значения, потому что она в принципе не ставит своей целью горизонтальные политические движения.

Задача Церкви - приводить людей не в Киев или вМоскву и не в Европу, а к Богу. Поэтому целесообразность любых реформ в Церкви может быть только одна – они должны помогать людям спасать свою душу. Переход на новый календарный стиль никакого отношения к спасению души не имеет. И близость к Европе с ее тотальной исламизацией, ЛБГТизацией, гендерной либерализацией и т.п. также этому не способствует. 

Никакой способ отсчета календарных дат никогда не был догматом Церкви, но он стал одним из способов воздействия мира на Церковь. Хотя неподвижный круг богослужения может быть исчислимым в любом календарном стиле, но для Церкви категорически не приемлема новостильная Пасхалия, которая прямо нарушает ее каноны (7-е апостольское правило определений Никейского собора и 1-е правило Антиохийского Поместного Собора), с которой связаны как смещаемые праздники, так и Петровский пост, который может вообще отсутствовать при григорианском исчислении. 

Константинопольским Патриархатом уже была предпринята попытка псевдоцерковного модернизма при Патриархе Мелентие (Матаксикисе) на так называемом Всеправославном конгрессе 1922 года, где наряду с календарной реформой были приняты решения о второбрачии духовенства, о женатом епископате, о сокращении богослужения, упразднении постов, упрощении одежды духовенства и прочь.

Ту же политику продолжил и его преемник Константинопольский Патриарх Григорий VII, который пел дифирамбы Ленину и большевикам, признавал за православных обновленцев и призывал Патриарха Тихона удалиться от управления паствой. При этих антихристианских предстоятелях множество монахов Валаамского монастыря в двадцатых – тридцатых годах стали мучениками и исповедниками. Оказавшись в оккупации Финляндской православной церкви, которая, будучи захваченной Константинополем, стала вводить новостильное богослужение, затронув в том числе и пасхальный богослужебный круг, истинные ревнители веры отказались принять это нововведение и были изгнаны или замучены. 

Это один из примеров того, как воюет мир с Церковью с помощью календаря. Во многих Церквях, которые приняли новый стиль, произошел раскол в связи с этой уступкой миру. В Греции, Румынии, Болгарии, Америке остались приходы, которые отказались переходить на григорианский календарь.

При этом возникает логический вопрос, а стоила ли эта реформа того, чтобы соблазнить таким образом десятки тысячи людей? Те плоды, которые она принесла, были явно дьявольские. Так зачем же нам повторять те ошибки, которые совершили другие Поместные Церкви? 

Я хочу напомнить, что только через полторы тысячи лет существования христианства в 1582 году римский папа Григорий возвел в догмат собственный григорианский календарь. Именно поэтому большинство стран Европы перешло на новый стиль. В новейшее время первой Православной Церковью, которая приняла новый стиль был Константинопольский патриархат, который таким образом хотел найти взаимопонимание с римо–католиками. Введение григорианского календаря произошло в некоторых Поместных Православных Церквях только с 1923 года. По сравнению с предыдущей двухтысячелетней историей христианства — это относительно новое модернистское нововведение. 

Какой календарь более точный, мы не будет разбирать. Наука для Православной Церкви никогда не была авторитетом последней инстанции. Для меня более важным является те факты, что чудеса - движение вод Иордана вспять в день Крещения Госоподня (19 января) или схождение Благодатного огня на Гробе Господнем совершается на Пасху, исчисленную по старому стилю и не по какому другому!

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука