Холокост. Прошлое и современность

22.01.2020 22:59

Я от всей души поддерживаю инициативу еврейской общины г. Запорожья и выражаю ей свою поддержку в чествовании памяти жертв Холокоста, которая пройдет 27 января. Как православный иерарх, я могу с уверенностью сказать, что там, где начинает действовать вселенское зло, уже нет различий между вероисповеданием, этносом или нацией. Только дьявол может внушить людям идею убивать себе подобных только потому, что они исповедуют другую веру, относятся к другому народу или говорят на другом языке.

Ужасает тот факт, что на территории нашей Родины было уничтожено наибольшее количество евреев из числа граждан СССР. Это приблизительно половина всех жертв Холокоста. И это, по разным подсчетам, около миллиона человек. Самое страшное для меня то, что сделано это преступление было при активной поддержке и помощи тех украинцев, которые называли себя «националистами» [1]. 

Мне также известно огромное количество примеров того, как многие наши соотечественники, в том числе и православные священнослужители, и простые миряне, укрывали евреев от неминуемой расправы. Как правило, понятие Холокоста относят к трагическим событиям Второй мировой войны. Но начало этого геноцида было заложено намного раньше. Оно основывалось на бесовском, лживом понимании «патриотизма» и на извращенном религиозном чувстве. 

Одной из множества иллюстраций к этому утверждению являются воспоминания Прасковьи Жураковской (невестки священномученика Анатолия Жураковского). Речь в них идет о событиях 1918 г., связанных с временем правления Петлюры в Киеве: «Банды врывались в еврейские дома, резали семьи, затем грабили и шли дальше в другие семьи… Нашим соседям-евреям удалось забежать во двор моих родителей, которые укрыли их в погребе. Отец нарисовал на воротах мелом крест и стоял на страже, ограждая спрятавшихся от верной гибели. Вся наша улица, которая находилась возле синагоги, была усыпана трупами убитых евреев.

Один гайдамака, покончив со своей жертвой, забежал в наш двор, вытер окровавленный нож об свои шаровары и стал считать награбленные деньги. Затем потребовал себе обед, но предварительно спросил, что приготовлено. Мама ответила, что борщ со свининой. Гайдамака сказал, что в постные дни не ест скоромного и постыдил моих родителей за нарушение поста. Так и не пообедав, бандит ушел искать постной пищи». [2]

Такое дикое и страшное сочетание зверства и религиозности, к сожалению, не стало только достоянием истории. И сейчас появились те, кто каким-то странным образом могут совмещать свою «веру» с насилием и вандализмом. Поэтому память о Холокосте — это не только дань прошлому. Это предупреждение нынешнему поколению о том, что пропагандистское разжигание ненависти по политическим, религиозным, национальным и прочим признакам всегда приводит к расчеловечению и демонизации личности. Хотелось бы, чтоб наши соотечественники смогли вынести правильные уроки из прошлого. 

1.См:Jan Tomasz Gross  Neighbors 2001 и др публикации такие как Vladimir Melamed. Organized and Unsolicited/ Grzegorz Rossoliński-Liebe. The Fascist Kernel of Ukrainian Genocidal Nationalism/ Wendy Lower. Pogroms, mob violence and genocide in western Ukraine, summer 1941/ проч.

2. «Летопись моей жизни»-Жураковская П.И. Воспоминания. Рукопись/ОР РГБ.Ф.447. Картон 48.Ед.хр.7

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука