Пятница Черная и Страстная

28.11.2019 18:40

Понятие «Черной пятницы» совсем недавно пришло в наш лексикон из Запада и, на первый взгляд, к Богу и вере никакого отношения не имеет. Возникшая в конце шестидесятых годов в США традиция предрождественских распродаж гармонично вписалась в местные рыночные традиции. «Черной», как говорят, эту пятницу стали называть то ли от пробок, которые возникали в этот день на дорогах Филадельфии, то ли от маркировки прибыли в финансовых отчетах. Да и в самом деле, что плохого в том, что люди смогут сэкономить семейный бюджет и сделать подешевле какие-то покупки? Все это так. Но я не верю в случайности.

При всей отстраненности от веры и религии этот бизнес - проект почему-то стал реализовываться в пятницу, которая стала почему-то еще и «черной». 

Поневоле, учитывая совпадения названия и дня недели, я вижу в этом дне некую альтернативу Пятницы Страстной. Я вспоминаю Страстные Евангелия, плач Богородицы, Распятие Того, Кто отдал Себя за жизнь мира. Я так же вспоминаю Его слова о необходимости для спасения отречься от всего своего имения, о том, что даже тот, кто любит своего родного отца, мать или детей больше, чем Христа, не может быть Его учеником. Я вспоминаю людей, которые молитвенно стоят в храме с зажженными свечами и переживают события распятия Спасителя.

И параллельно я вижу другую картину, по духу и содержанию совершенно противоположную Страстной Пятнице. Это Пятница Черная. Огромные очереди в магазинах, снесенные прилавки, возбужденные лица людей, руки которых хватают товары без разбору. Это безумный угар потребительства, психическая экзальтация, которая, взяв верх над разумом, судорожно пытается набить свой дом вещами, которые, может быть, в жизни им никогда не пригодятся. Кто-то скажет, что это крайности. Я соглашусь с этим. Но людей, которые уходят в эту крайность намного больше, чем тех, кто стоит в Страстную Пятницу в храмах с зажженной свечой в руках. 

Один духовный человек сказал, что в современном мире соотношение тех, кто спасается, к тем, кто идет в погибель, такое же, как тех, кто приходит на многочасовую службу в Страстную Пятницу, и тех, кто, выспавшись, приходит днем в храм на Пасху посвятить яйца и куличи. По аналогии, я думаю, можно провести это соотношение между теми, кто будет штурмовать магазины в день Черной Пятницы, и теми, кто будет причащаться на Пасху. 

Это хорошо, что есть день, когда можно купить в магазине что-то подешевле. Плохо, когда люди при этом забывают о данной нам от Бога бесплатной возможности спасти свою душу.

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука