Верные 2: исцеление в Катериновке

12.09.2021 23:53

Второй фильм из цикла «Верные» рассказывает об общине в Катериновке, которая после крови и скорбей при потере храма смогла сплотиться и построить новый.

Дубинки, газ, кровь и сломанные ребра

Галина Николаевна:

«И пришла команда "мочить всех". И началось побоище. Я такого побоища даже в кино не видела, били всех».

Людмила Колодий:

«А внук мой видел, он всё видел. И рассказывает. И куртку порвали. Он всё высмотрел, мне только рассказал. А я уже прибежала, звонит дочь: "Мама, не идите, здесь кровь!".

Я бегом (беру) перекись водорода, зелёнку.  Простынь рву на бинты. Иду, чтобы помогать, смотрю, что возле церкви, возле колодца мальчики моются, от крови моются. Говорю: "Дети, не идите! Девочки молодые с регентского, семинаристы… Не идите туда! Девочки, вам же рожать, ну не идите туда!". А потом думаю, ну почему я их не провела тем тропами, которые я знаю… Я не знаю, как они вышли из той бойни».

Галина Николаевна:

«Я упала, начала кричать, потому что там стояло много людей. Там и собаки были, и очень было много людей. 

Потом начали угрожать, что меня надо сжечь, выгнать из села.  Обзывали как кому хотелось. Называли коростой. Могли просто плюнуть!

Я иду, а они поставили телегу вот так, поперёк дороги. С одной стороны нельзя пройти, и с другой конь стоит, нельзя пройти. И как быть? А он говорит, сейчас пойдёт, упадёт, будет кричать, а я буду стоять и смеяться». 

Людмила Колодий:

«Пережили и вспоминать… тяжело вспоминать… Не дай Боже ещё кому-нибудь пережить. Возможно, другие сёла, другие храмы легче переживали. Но у нас, нам было очень тяжело пережить. Больным было всё село. Кто болел гипертонией, не могли давление привести в норму. Не знали, чем всё это закончится»

Эти события происходили 21 сентября 2015 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Представители Киевского патриархата вместе с радикалами «Правого сектора» с помощью местных властей захватили православный храм святого Великомученика Георгия Победоносца в селе Катериновка, Тернопольской области.

Верующие Украинской Православной Церкви защищали свою святыню как могли – они пытались мирно договориться. Но захватчики были настроены агрессивно, и пока верующие пели молитвы, те пустили в ход дубинки и слезоточивый газ. Люди, защищая свой святой храм, получили множество травм: сотрясение мозга, переломы конечностей и ребер, многочисленные ушибы. Пострадало около 20 человек, среди них – подростки, семинаристы из Почаева. В итоге – храм отобрали, с кровью, растоптав закон и Божьи заповеди. Верующие УПЦ пытались вернуть свой храм мирно, в юридическом порядке – но всё было против них, вся система – от местных чиновников до судов.

Галина Николаевна:

«То, что меня оскорбляли и издевались, это неважно – я букашка, но ведь произошло посягательство на святыню, а святыня есть святыня, она столько лет намолена, освящена ангелами и Богом с небес. На такое посягать нельзя. Я думаю, что вообще делать зло людям не следует, обязательно тебе вернётся».

Протоиерей Сергий Гладун:

«Некоторые люди забыли, что Церковь – не украинская и не российская, она – Христова. Как наши люди в селе говорили, что развалили колхозы, разворовали всё, что было, всё развалили, а теперь пришли и за Церковь взялись. Мне очень жаль, что бедные некоторые люди на это повелись, кто-то от страха, кто-то под давлением того или иного авторитета. И на этой почве случилось разделение в нашем селе».

ПЦУ и «обновленчество», параллели

То, каким образом и из кого была создана Православная церковь Украины, сильно напоминает события 20-х годов минувшего столетия, когда большевиками, пришедшими к власти в 1917 г., была создана «обновленческая» или «Живая церковь». Сходство тем более усиливается, если рассмотреть действия Константинопольской Церкви тогда и сейчас.

Идеи церковного обновленчества появляются во время революции 1905 г. Но, как сейчас говорят, «выстреливает» этот проект в 1922 г., когда Лев Троцкий составляет план по расколу и уничтожению Церкви и поручает его начальнику 6-го отделения ОГПУ, Евгению Тучкову.

Идеи автокефальной украинской церкви также появляются в годы революции 1917 г., реанимируются после развала СССР в 1991 г., но «выстреливает» проект ПЦУ только в 2018 г., когда представители американской администрации покровительствуют, а, вероятно, и инициируют антиканонические действия Константинопольского патриархата в Украине и провоцируют раскол в Православии.

Проект ПЦУ, как в свое время и проект «Живой церкви», был создан не в Церкви и не Церковью, а в недрах государственного аппарата – Администрации Президента. И занимались этим не церковные деятели, а политики и госчиновники: Порошенко, Парубий, Гройсман, Климкин, Юраш, Павленко и другие.

После создания «Живой церкви» Секретариат ЦК РКП (б) разослал местным властям телеграммы, в которых говорилось о необходимости поддержки органами советской власти «обновленцев». На правящих архиереев органы ГПУ оказывали давление, чтобы те подчинились ВЦУ (Высшему церковному управлению) и «Живой церкви», несогласных репрессировали. Таким образом к концу 1922 года обновленцы захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов.

Поначалу Константинопольский патриархат в лице патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) отказывался признавать «обновленцев», точно так же как до 2018 г. Фанар не признавал украинских раскольников.

В 20-х годах среди сторонников «обновленчества» были разногласия и нежелание объединяться в одну структуру, точно также это происходило в наши времена с раскольническими УПЦ КП и УАПЦ. Тогда объединением «обновленцев» занимался Евгений Тучков и ОГПУ, в Украине эту задачу взял на себя бывший президент Пётр Порошенко.

В декабре 1923 года вместо Мелетия IV Вселенским патриархом стал Григорий VII, который не только признал «Живую церковь», но и потребовал отставки священноисповедника Патриарха Тихона. Кроме того, в 1924 г. он планировал прислать в Москву специальную Комиссию, которой поручалось… Цитата:

 «отправиться туда, чтобы содействовать с Божией помощью словами любви и путем разных указаний восстановлению согласия и единения в Братской Церкви ко благу всего Православия».

Упомянутая «комиссия в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны Правительству СССР», то есть на «обновленцев». Только международный церковный скандал не позволил этой комиссии доехать до СССР. Зато точно по такой же схеме, с тем же заданием в 2018 г. в Украину были присланы так называемые «экзархи» Константинопольского патриархата, которые также опирались на украинских раскольников, лояльных режиму Порошенко. Эта лояльность ко власти и антироссийский настрой оказались достаточными аргументами, чтобы попрать каноны и предать собственные идеи и прежние заявления, признать сборище раскольников Церковью и даровать им Томос.

Касательно же Патриарха Тихона глава Фанара написал: «Ввиду возникших церковных разногласий мы полагаем необходимым, чтобы Святейший Патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного Управления». А 1 июня 1924 г. в газете «Известия» была напечатана статья под названием «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской церковью».

Абсолютно так же патриарх Варфоломей потребовал от Блаженнейшего Митрополита Онуфрия сложения своих полномочий как Митрополита Киевского, а затем объявил его лишенным кафедры и всего лишь титулярным архиереем, которого он, Варфоломей, из снисхождения «терпит» в Украине.

В рамках нашего фильма нет задач и возможности описать все аспекты позорной истории «обновленчества»: как государство передавало им храмы и другое имущество, насильно отобранное у Церкви, как «обновленческие» «священники» писали доносы на духовенство Церкви, по которым те отправлялись в ГУЛАГ или на расстрел. Также и многие недостойные поступки представителей Константинопольского Патриархата в связи с «обновленчеством» остаются за рамками.

Но и сказанного достаточно, чтобы понять – и советское «обновленчество» и украинская ПЦУ это по сути своей чисто политические проекты, придуманные где-то в недрах государственных аппаратов и предназначенные для решения политических задач. Как видно из истории «обновленчества», такой задачей было уничтожение Церкви.

Думается, что и сегодня это является настоящей задачей проекта ПЦУ, по отношению к которому Константинопольский патриархат, как инструмент в руках князей мира сего, повторяет ту же позорную и антихристианскую роль, которую в своё время выполнял для церкви обновленцев и стоящих за нею безбожных политиков.  

Олег Дрель:

«После того, как захватили храм Георгия (Победоносца, с. Катериновка – Ред.), люди собрались, но им некуда было ходить молиться. Очень жалко, потому что я пару лет возле того храма работал вместе с людьми… мы много в него вложили. И плитку уложили, и отмостку сделали, и купола. Это заслуга всех людей всего села».

Оставшись без своего храма и отчаявшись увидеть справедливость от государства, люди вынуждены были молиться на улице, у ограды отнятого храма, под открытым небом. Но они не впали в уныние. Потому что верующие люди знают, что над человеческой есть высшая справедливость, Божья. И уповать нужно на неё.

Протоиерей Сергий Гладун:

«В районной администрации нас убедили, что нам дадут землю, что всё будто должно быть демократично. Но этой земли нам так никто и не дал. То хотели выделить участок бывшей свалки, там где навоз собирали на ферме. То хотели дать землю в поле за пределами села, там, где нет ни электричества, ничего. Так, чтобы, как они сказали, этой “московской церкви” и их попа в селе не было.

Но нашлась женщина, сама нашлась, услышала, что у нас такая нужда. Они когда-то здесь жили, вот на этой территории, где сейчас построен новый храм. И эта женщина сказала – а тут очень старая хата стояла, уже разваливалась, – что хочет нам участок подарить под постройку храма. Место фактически в центре села, очень красивое. 

Конечно, это была самая первая большая радость после большой скорби, после того, как у нас храм забрали».  

Верующие сплотились в беде, стали сильнее, и не дожидаясь больше милости со стороны власти и захватчиков, решили строить новый храм Божий в Катериновке.

Олег Дрель:

«Я хочу сказать, что у нас очень дружные люди, положили в храме мраморную плитку. Люди, как говорится, скидывались. Хвала Господу за храм!».

Протоиерей Сергий Гладун:

«Тут раньше заросли были огромные. Вот здесь, где крест стоит, такой был пень большой, что трактор его 2 дня выкапывал. Трактор ломался, 4 куба земли надо было выбрать, чтобы этот пенёк выкорчевать.

Вспоминаю ещё бригаду, которая клала стены. Это были парни из Ковеля, из-под Беларуси. Настолько верующие люди, что они целый день трудятся, а на ночь говорят: "Батюшка, привезите нам какой-нибудь литературы". Я им привожу стопку большую книг, и жития святых, и "Духовные посевы" и другие духовные труды. И эта женщина, у которой они жили, говорит: "Батюшка, я ещё таких хлопцев не видела… Целый день трудятся, в среду не едят даже масла подсолнечного, такой сухой пост держат, а полночи читают".

Господь нам послал такую бригаду, которые захотели быть неизвестными строителями этого храма. Они работали за минимальную цену, практически за символическую плату. Но они знали, что строят дом Божий, строят храм, не для людей села Катериновка, а для самого Бога».

Наталья Гладун:       

«Каждый цветочек сажался не просто там конвейером, мол, взяли, посадили и всё, нет. Каждый сажали отдельно, земелькой присыпали, и к каждому добавили частичку любви.  Каждый прихожанин радовался этому, потому что раньше всё было как-то буднично. А когда у нас забрали церковь, забрали многое, мы начали ценить малое. Начали ценить каждый цветочек. Начали ценить возможность помолиться в храме. Возможность поставить свечечку. Возможность просто собраться вместе и совершить молитву Богу. И просто жить, радоваться жизни, потому что не зря люди говорят, что когда отнимается большое, начинаешь ценить как бы и мелочи, но такие приятные, такие нужные в жизни, нужные человеку верующему. Потому что без Бога не до порога, это точно».

Протоиерей Сергий Гладун:

«Была отслужена особенная, праздничная Божественная литургия, с собором священников. Люди молились, у них были слёзы радости. Вспоминая предыдущие события, которые выпали на их долю, сегодня они уже радовались с надеждой, что всё самое худшее позади. А остаётся нам только молиться, быть благодарными Богу, быть благодарными людям, которые нам подарили такую радость.

И тем более сегодня освящали колокола, которых мы ждали уже 3 года. Которые милостью Божьей тоже благотворителями были подарены, куплены для нашего храма. Колокола, которые будут созывать людей в праздник, и не только в праздник к святому храму на молитву.       

Этот наш храм – он жертвенный, "Капля мира". И церковная утварь – это тоже вся куплена на пожертвования. Люди, слава Богу, вспомнили о традиции, что в храме всё должно быть жертвенным. У кого-то день рождения, у кого-то какое-то знаменательное событие дома, вот он и спрашивают: батюшка, а какую можно купить и подарить икону в храм или, может, что-нибудь ещё нужно?

И таким образом у нас и аналой, и подсвечники – это всё пожертвования. Вот, например – эту икону святого равноапостольного великого князя Владимира пожертвовал благотворительный фонд "Фавор". Три года  назад её привезли на освящение, когда владыка Сергий освящал храм. Вот эта икона святого великомученика Пантелеимона – это храмовая икона, которая была привезена с горы Афон и подарена братией Свято-Пантелеимоновского монастыря. В день, когда у нас забрали храм, избивали людей, владыка Сергий звонит ко мне и говорит: вы только держитесь, вся братия Афона за вас молится.

Слово "держитесь" означает не любыми силами удержать храм, а идти на какие-то жертвы. "Держитесь", как я это понимаю, означает – чтобы удержалась паства, чтобы люди не сошли с правильного пути. Великая икона Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость" – это древняя икона, которая была еще с нами в старом храме великомученика Георгия Победоносца. Тот храм был деревянный, и эта икона была напротив хористов. Что это икона означает? Это заложено в самом названии. При каждой скорби люди подходят к этой иконе и просят Матерь Божию о помощи. И, я так понимаю, получают просимое. Перед тем, как хотели забрать храм, было много нападений, было даже такое, что мы с людьми закрывались в храме, а они двери выбивали. Там настоящий ужас был. Люди стояли, плакали и молились перед этой иконой, чтобы Пресвятая Богородица спасла, помогла и утешила. И когда мы уходили из храма, то милостью Божью нам удалось вернуть эту икону». 

Протоиерей Сергий Гладун:

«Раскол – это больно, страшно и обидно, но мы получили от него и пользу. Потому что люди объединяются – православные становятся еще более верующими, любящими друг друга. Мы видим, что Господь очищает Церковь Христову: кто верил хоть немного, тот еще больше уверовал, кто не верил совсем – тот ожесточается и вообще отходит от Церкви. Нам очень жаль этих людей, мы молимся за них и скорбим, что так получилось, но мы и знаем, что без их покаяния и осознания пагубности собственного выбора ничего у них не изменится. Мы их даже если бы и хотели спасти, мы не можем это сделать». 

Матушка Валентина Гладун:

«Это наш маленький удел рая. Какие бы невзгоды и тревоги не происходили в жизни, сюда приходишь и ощущаешь – птички поют, цветочки цветут, помолился, перекрестился, и так хорошо на душе становится. Наши прихожанки всегда стараются украсить наш двор цветочками, и Господь благословляет их труды цветением этих цветов. Это как прообраз наших душ, той веры, которой мы живём и надеемся, что Господь услышит наши молитвы, простит наши грехи, которые мы совершаем. С верой, надеждой и любовью мы просим Бога, чтобы Он подарил нам хотя бы такой маленький рай, где бы мы радовались.

В одно время у нас была черная полоса в жизни. Мы только поженились, мы были молодой парой, у нас уже была маленькая доченька, и Господь послал нам такое испытание – батюшка заболел. И мне врачи сказали – через три месяца ваш муж будет в инвалидной коляске. Я батюшке ничего не говорила, а про себя подумала – на все Божья воля, как Господь управит, так и будет. И однажды у батюшки очень начали болеть кости. Ему нужно было служить службу, а он говорит: как я поеду, если у меня все так болит. Это был праздник Пантелеимона.

И я говорю: "С Божьей помощью, потихонечку давай, по чуть-чуть". Господь помог, дал батюшке силы, он поехал на службу, отслужил. А потом ему стало совсем тяжело, и он вышел к людям и говорит: "Помолитесь обо мне, что-то здоровье меня подводит, мне нехорошо, я очень плохо себя чувствую". И все люди в церкви встали на колени со свечами и стали молиться. Вы знаете, такая сильная общая молитва была, и не было тогда ни расколов в селе, ни раздоров, люди молились за своего священника. В тот день батюшка приехал домой очень истощенный. Но на следующий день смотрю, а батюшка таблетки уже не пьёт, а раньше он горстями их глотал. Во второй день не пьёт таблетки, в третий и я говорю: "Батюшка, ты заметил, что ты таблетки не пьёшь!". А он удивился: "Как не пью?". Я говорю: "Вот так, с праздника Святого Пантелеимона, ты не пьёшь таблетки"»

Чудесная помощь Великомученика и целителя Пантелеимона известна многим. Массу историй об исцелениях, дарованных святым, хранят древние тексты и предания, а в наши дни множество чудесных случаев из собственной жизни знают священники и верующие люди. И совсем не случайно, что новый храм верующих Катериновки был посвящён святому Пантелеимону. При жизни Целитель Пантелеимон твёрдо отстаивал христианство, претерпевая за свою веру страшные, нечеловеческие мучения. Его заставляли отступиться от Христовой веры и вернуться к язычеству. Ему угрожали. Его истязали. Но светлым было его лицо и неизменно было его: «Верую!».

С именем Христа он лечил хромых, слепых, прокаженных. С именем Христа помогал обездоленным. С именем Христа принял мученическую смерть. Обретя жизнь вечную, целитель Пантелеимон исполняет множество обращенных к нему просьб об уврачевании недугов. Отчаявшиеся люди, измотанные ходьбой по врачебным кабинетам, идут к нему за исцелением. Великомученика Пантелеимона просят в своих молитвах избавить от болезней и немощей. И он приходит на помощь ко всем, кто обращается к нему с верой, надеждой и молитвой.

Матушка Валентина Гладун

«Уже третий день рождения нашего храма. Три года прошло, как владыка освятил наш новый храм, который построили силами многих людей и благотворителей из фонда "Фавор" "Капля Мира"».

Руслан Курганов

«Наша программа "40 храмов" как раз и нацелена на то, чтобы люди могли возобновить таинства, чтобы было, где им исповедоваться, причащаться, и деткам и самим в том числе. И этот храм в Катериновке – это был первый храм. Всегда что-то первое, оно неизвестное, то есть ещё нет опыта. И, конечно, знаменательно, что мы сегодня здесь. Мы не знали, как быстро он будет построен, этот храм, как соберутся средства и так далее. Но вот сегодня уже констатирую, что храм был возведен в кратчайшие сроки, в полгода. Люди помогали чем могли, ну а мы, в основном – консультацией, проектом, разрешительной документацией. Ну и, конечно же, самой организацией. Поэтому общими усилиями в 2017-м году он был освящен».  

Даже отчаявшись в своих земных силах, те, кто уповает на Господа всем сердцем и не сдаётся в добром деле, не предаёт веры – те обретут помощь и одержат победу. Так было, и так будет. Так случилось и в Катериновке. Пострадав за Христа, верующие обрели больше, чем имели ранее. Не только новый храм, но по-настоящему живую крепкую общину и перерожденные, окрепшие в вере души. Испытания оказались дорогой к новому духовному здоровью, к исцелению. И теперь, обращаясь с молитвами к великомученику и целителю Пантелеймону, община просит исцелить и всё их село, и всю нашу страну. Исцелить души украинцев от ненависти, войны и злобы. И видит Бог, мало-помалу, это происходит. Молитвами и благими делами новых исповедников Господь вернёт мир в Украину.

Протоиерей Сергий Гладун:

«Надеемся, что хоть кто-то из них задумается. Пока душа находится в теле, человек может покаяться. Дай Бог! Некоторые люди действительно покаялись и вернулись. Кто-то размышляет, вернуться ли, потому что туда не ходят и думают – что же мы сделали, как этому батюшке можем в глаза посмотреть, после того, что мы ему наговорили всякое…

Но я постоянно на проповеди призываю своих людей: дорогие, передайте им, что кто хочет прийти к нам, я обниму, я никогда плохого не скажу. Кто придёт, кто покается в нашей святой Церкви – я никогда не вспомню никаких обид и отнесусь к этому с пониманием. Как Христос радуется за каждого кающегося грешника. Как пишут в Святом Евангелии, что на небе больше радуются за одного покаявшегося грешника, нежели чем за 99 праведников — так и мы должны этому учиться. И себя заставлять любить ближнего, и если есть такая возможность – принимать тех, кто кается и возвращается».