Уходила ли Русская Церковь в раскол?

05.04.2021 22:23

Фанариоты и украинские раскольники любят проводить аналогии между провозглашением украинского автокефального раскола и выходом Русской Церкви из подчинения Константинополю в 1441 году. Разбираемся в вопросе.

Часто также используют дату 1448 год, как год избрания первого самостоятельного предстоятеля Русской Церкви митрополита Ионы. 

Но аналогии совершенно не уместны: все архиереи Русской Церкви имели каноничную хиротонию, признанную всеми Церквями, решение принималось Собором епископов, а не одиночкой, выступившим против большинства (как это сделал Филарет в 1992 г. на Украине), никакого объединения с самосвятами не было (как у Филарета с «УАПЦ»), не был нарушен ни один из канонов. И главное: как известно, это был вынужденный шаг, так как в 1439 году Константинопольский Патриархат вступил в унию с Римом. А согласно 15-му правилу Двукратного Собора, в случае впадения Патриарха в ересь, надлежит от него отделяться (если эта ересь ранее осуждена Соборами Церкви, как и было в этом случае). Других оснований для отделения от Патриарха в Церкви нет. Это и стараются использовать раскольники. 

Взявший на себя роль адвоката украинского раскола диакон Андрей Кураев пишет

«Вновь скажу: сказ про то, что что Иону избрали автокефальным главой, потому что порвали с униатской патриархией - это сказка. Никаких обвинений патриархии в ереси из Москвы в годы реальной унии (1440-1453) не было. Никаких заявлений об автокефалии - тоже. Переписка этих лет вполне лояльна. Разорвала Москва с уже православными патриархами».

Это не первое утверждение Кураева такого содержания. Но рассмотрим общеизвестные факты: 

На Флорентийском соборе, где была подписана уния, в составе православной делегации были и представители Русской Церкви во главе с митрополитом Исидором. В 1440 году на Русь возвращается иеромонах Симеон Суздальский, бежавший из Венеции и обличивший унию по возращению. За ним прибывает (19.09.1440) епископ Авраамий, которого заставил подписать унию митрополит Исидор. Авраамий отрекается от унии, заявляя о принуждении его к ее подписанию. 19.03.1441 года в Москву возвращается митрополит Исидор. Ему дают отслужить Литургию в Успенском Соборе, на которой он поминает Римского папу и провозглашает после нее унию. Таким образом, обвинения в его адрес уже не требуют доказательств. 

«После этого, великий князь Василий, назвав митрополита волком, изгнал его из храма, а через три дня он был арестован и заключён в Чудов монастырь». Оттуда бывший митрополит бежит в Литву…

В Москве созывается Великим князем Василием Собор епископов, документы которого до нас не дошли. Но дошло письмо (по разным данным 1441 или 1443 гг.), написанное по его итогам Великим князем Василием патриарху Митрофану и императору Иоанну VIII, в котором князь просит о праве русских епископов самим выбирать своего митрополита. Письмо великий князь вернул с дороги вместе с Посольством, узнав, что император и патриарх поддерживают унию (уния в Византии открыто не объявлялась из-за ее неприятия клиром и верными до 1452 г.). Об этом нам сообщает 2-я Софийская летопись. В ней же находим и текст письма. В нем великий князь отвергает латинские ереси, перечисляя их, и заверяет в верности «греческой вере». В 1448 г. в Москве избирают митрополита Иону, без благословения из Константинополя.     

После захвата Константинополя турками в 1453 году Константинопольский Патриархат возвращается к Православию. Общение между Русской и Константинопольской Церквями восстанавливается. Происходят совместные богослужения русского и греческого духовенства, греческие иерархи ездят в Москву за поддержкой и деньгами . Урегулирование же статуса главы Русской Церкви затягивается до 1489 года. 

Все эти данные широко известны и доступны. 

Лабарум. Сим победиши